Ещё

Российская марсиада ("Уральский рабочий", Екатеринбург) 

В музее «Литературная жизнь Урала ХIХ века» в Екатеринбурге презентован раритет из фонда редкой книги под названием «На другой планете. Из жизни обитателей Марса с подробной картой планеты Марс». Автор — уральский писатель Порфирий Инфантьев.
Книжку небольшого формата без обложки обнаружила заведующая библиотекой Объединенного музея писателей Урала Елена Буланова. Может быть, издание так и залежалось бы в фонде, но в связи с 50-летием космической эры наступил ее звездный час.
Информацию об авторе Елена Павловна нашла в статье кандидата филологических наук Арлена Блюма в журнале «Уральский следопыт» за 1970 год. Она называлась «Первая российская марсиада и ее автор». Однажды, занимаясь в Государственном историческом архиве в Ленинграде, А. Блюм обратился к описи специальных рукописей, запрещенных в свое время Петербургским цензурным комитетом. За 1896 год была запись: «Обитатели Марса», рукопись».
До этого Блюм считал, что первый русский роман о Марсе «Красная звезда» был написан Александром Богдановым в 1908 году, а здесь — 1896-й! Сделав запрос в архив, получил тетрадь в 143 страницы большого формата, исписанную мелким почерком и всю исчерченную красным карандашом цензора.
Сюжет прост. Русский студент-эмигрант заблудился в горах Швейцарии и случайно попал в обсерваторию доктора Роша, который уже неоднократно бывал на Марсе. Но летал туда не на аппарате, а переправлялся необычным способом. Доктором было изобретено устройство, которое позволяло землянину обменяться своим сознанием с марсианином — по обоюдному согласию.
Роша предложил студенту познакомиться с Марсом, и вот студент закрывает глаза и открывает их уже в другом мире. «О, ужас!» — думает он. Над ним склонилось чудовище. Тело — наподобие жабьего, один глаз посередине лба, вместо уха что-то воронкообразное на макушке, вместо рук хоботы, за спиной клешни. Но самым страшным оказалось, что и студент так выглядел — ведь его сознание переместилось в тело марсианина. Придя в себя от потрясения, студент стал знакомиться с планетой.
Вот тут-то и начинаются запрещенные страницы. Оказывается, Инфантьев, пользуясь жанром фантастики, пытался изобразить идеальное общество, каким оно представлялось в то время революционно настроенной молодежи: полное социальное равенство, нет эксплуатации, высокоразвитые культура и наука, слияние всех наций под эгидой «царства труда». «Старое общественное здание, — читаем в книге, — близко к разрушению, и давно пора позаботиться о постройке нового и решить социальный вопрос так, как он решен на Марсе».
Понятно, почему рукопись не была напечатана в XIX веке. Впрочем, в 1901 году она все-таки была издана, но со всеми цензорскими изъятиями. Осталось лишь описание того, что увидел во время своего путешествия студент.
Он летал на аппарате, который мог также плыть под водой, видел трубы, проложенные по дну моря, а на железных дорогах вагоны-капсулы, передвигающиеся со скоростью пушечного ядра с помощью сжатого воздуха. К вечеру на Марсе везде зажигались электрические солнца, все было автоматизировано и газифицировано. Еда в целях сохранения природы производилась в лабораториях, а потом с помощью пневматики доставлялась на дом.
В то время в прессе появилось сообщение: «Событием дня в астрономическом мире являются сигналы с Марса. Они были наблюдаемы 7 декабря мистером Дугласом, заведующим лабораторией в штате Оризона». В своем предисловии писатель упоминает это событие. Рассказывает о том, что поверхность Марса покрыта темными пятнами, которые наблюдатели считали морями.
Наблюдая за одним из таких морей, Дуглас был поражен, заметив череду огней, растянувшихся в форме прямоугольника на несколько километров и светивших 1 час и 10 минут. Потом огни так же внезапно, как и возникли, погасли. Инфантьев делает вывод, что они — плод действия разума.
Сообщение Дугласа было передано всем астрономическим центрам мира, в том числе нашей Пулковской обсерватории. Мир жил тогда в убеждении, что на Марсе есть разумные существа. Хотя книга Инфантьева вышла в свет, министерство просвещения запретило иметь ее в учебных и народных библиотеках. Но как же она попала к нам?
И Елена Павловна Буланова начинает новый поиск. Данные по этому поводу она находит в фонде известного краеведа Александра Шарца, собирателя биографий известных деятелей науки, техники и литературы. Часть его коллекций поступила в 1987 году в фонд Музея писателей Урала, в том числе материалы по Инфантьеву.
В одной из папок она обнаружила подлинные фотографии его и членов его семьи, а в другой письма, переплетенные, и с пометкой, что это собственность воспитанника Уфимской духовной семинарии Григория Инфантьева, родственника писателя. В отдельном конверте Елена Павловна обнаружила письмо из Швейцарии самого Порфирия Павловича 1896 года, в котором он сообщает, что собирается издать книгу «Обитатели Марса» на нескольких языках.
Стали известны и некоторые подробности биографии писателя. Родился он в 1860 году в Варнаково Челябинского уезда Оренбургской губернии в семье священника. Учился в Троицкой гимназии, затем на юридическом факультете Казанского, Петербургского университетов и наконец перевелся в Швейцарский. Он дальний родственник Константина Носилова, вместе с ним путешествовал по Уралу, занимался этнографией, написал ряд книг о быте малых народностей. Всего же выпустил около 40 книг.
Оставалась загадкой еще обложка издания. Куда она потерялась? Во всяком случае на выставке книга должна быть в обложке — решили сотрудники музея и послали запрос в Санкт-Петербургский архив. Оттуда на диске и пришла она вместе с титульным листом. Теперь остается только найти реставратора.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео