Российские производители косметики хотят защититься от импортной продукции

Обновлено 1 июля в 15:00

Российские производители косметики хотят защититься от импортной продукции
© BFM.RU

В Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии, который попросил о пошлинах на импортную продукцию, входят компании Faberlic, производители продукции под брендами «Прелесть», Estel, R.O.C.S. и другие крупные компании. Аргументация просьбы — поддержка отечественного производителя.

Защищаться предлагается по 13 номенклатурным группам: шампуни, лаки для волос, духи, косметика для ухода за кожей, чистящие и моющие средства и так далее, которые в Россию поступают из 19 стран. Среди них — восемь государств ЕС, Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея.

Производители отмечают, что это не заградительные меры, а просто повышение пошлин. Заградительные меры были, когда ЕС в восьмом пакете санкций ввел запрет на ввоз российской косметики в страны Евросоюза. Данная мера увеличит собираемость налогов и при этом не повлечет значительного увеличения цен, говорит основатель торговой марки ESTEL, генеральный директор ООО «Юникосметик» Лев Охотин:

Лев Охотин основатель торговой марки ESTEL, генеральный директор ООО «Юникосметик» «Предлагаемая мера дает серьезные стимул для развития национальной промышленности, обеспечения гигиенической безопасности страны и призвана обеспечить дальнейший рост наших игроков. В настоящий момент в стране есть очень сильные отечественные бренды с большим потенциалом дальнейшего роста: такие как Deonica, зубные пасты R.O.C.S., Faberlic, Estel, «Я самая». Данные компании и многие другие российские компании с легкостью заменят иностранных производителей, которые уходят с рынка или сокращают долю своего присутствия».

Это не первый подход к снаряду. В конце прошлого года правительство РФ уже ввело до конца 2023 года пошлины в размере 35% на импорт некоторых косметических средств из шести стран — США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши — тоже по инициативе Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии. Тогда это коснулось в основном товаров категории премиум. На российский рынок эти ограничения действительно почти не повлияли, подчеркивает эксперт в области индустрии красоты Анна Дычева-Смирнова:

Анна Дычева-Смирнова эксперт в области индустрии красоты «Минпромторг следит тем, какие продукты включаются в эти списки, из каких стран. И там всегда критическая фраза звучит: «Если мы как отечественные производители не можем заполнить эту нишу, пошлины на эту продукцию не будут вводиться».

Но теперь и перечень больше, и список стран длиннее. И у ряда экспертов есть опасения. Если Россия введет пошлины, например на популярную в стране косметику из Южной Кореи, то, скорее всего, потребители начнут заказывать ее в интернет-магазинах Казахстана или Армении. В итоге заработают эти страны, а не российский бюджет. Потребители же просто заплатят больше, и не факт, что за оригинальный продукт, отмечает профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Портанский:

Алексей Портанский профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН «Это чисто протекционистское поползновение — закрыться высоким забором для того, чтобы создать более благоприятные условия здесь, внутри. Несомненно, парфюмерно-косметическая продукция будет обходить пошлины, она будет идти через другие страны, цена будет выше, но гарантий того, что товар будет являться оригинальным, не будет. Поэтому, скорее всего, пострадает потребитель».

А подтверждается это тем, что косметические товары, которые в России уже обложили повышенными таможенными пошлинами ранее, как и прежде, доступны на полках и приезжают в страну именно из других стран ЕАЭС. Но уже по другим ценам.