Войти в почту

Есть ли запретные темы в дискуссиях российских и белорусских историков

В Москве прошел Российско-белорусский форум историков. Какие острые вопросы исторической памяти России и Беларуси он поднял и с какой интенсивностью идет формирование общего образовательного пространства, "РГ" рассказал ВРИО председателя правления Российского исторического общества (исполнительный директор фонда "История Отечества") Руслан Гагкуев.

Есть ли запретные темы в дискуссиях российских и белорусских историков
© Российская Газета

Руслан Григорьевич, наверное, нет ближе у России страны по восприятию общей трудной истории, чем Беларусь. Как развивается сотрудничество с белорусскими коллегами, какие вопросы стоят на повестке дня?

Руслан Гагкуев: В последние годы, особенно в прошлом, объявленном в Беларуси Годом исторической памяти, масштаб сотрудничества российских и белорусских ученых серьезно вырос. Опубликовано немало новых источников, регулярно возникают темы для совместных исследований. Некоторые шаги предприняты и с точки зрения выработки единых подходов к центральным событиям нашей общей истории. Еще пять лет назад по поручению Минобрнауки России и Минобразования Беларуси сформировалась двухсторонняя рабочая группа по подготовке серии учебно-методических пособий под общим названием "Россия и Беларусь: страницы общей истории". Первое из них, посвященное событиям Великой Отечественной войны, вышло под редакцией академиков Ефима Пивовара и Александра Ковалени. Оно уже доступно в электронном формате.

Кто приехал на форум? Какие темы интересуют сегодня историков обоих государств?

Руслан Гагкуев: В Москве работали более ста ученых со всех концов Союзного государства. Среди них историки из Минска и Гродно, Гомеля и Полоцка, Витебска и Могилева. Что касается общих тем, то круг их очень широкий - от этногенеза триединой древнерусской народности до послевоенного восстановления Белорусской ССР. Отдельное внимание уделялось вопросам развития белорусоведения и русистики, то есть анализу зарубежных исследований, посвященных истории наших стран. Полезная дискуссия состоялась и по теме школьного исторического образования.

Предполагается ли создать совместные пособия или учебники?

Руслан Гагкуев: Конечно. Разработка совместных учебных материалов по истории является одним из направлений, предусмотренных планом сотрудничества Министерства образования Беларуси и Минпросвещения России до 2024 года.

Есть ли в прошлом наших стран периоды, по которым российские и белорусские историки, скажем так, активно дискуссируют?

Руслан Гагкуев: Начну с того, что, пожалуй, самым предметным образом на сегодняшний день изучается история Великой Отечественной войны. И это неудивительно, если принять в расчет значимость общей памяти о победе советского народа в самосознании как россиян, так и белорусов. В прошлом году белорусский Институт социологии Национальной академии наук провел исследование, подтвердившее, что главным национальным праздником в Республике для подавляющего большинства остается 9 Мая. Схожие результаты вот уже пять последних лет получает и ВЦИОМ, замеряющий отношение наших граждан к празднованию Дня Победы.

Учитывая огромные потери, понесенные Белорусской ССР - речь идет о трех миллионах белорусов - наши коллеги очень заинтересованы в изучении периода оккупации, сохранении памяти о жертвах геноцида советского народа. Российские архивы активно оказывают поддержку белорусским исследователям - работаем здесь в буквальном смысле рука об руку. Недавно в рамках просветительского проекта "Без срока давности" был издан многотомный документальный сборник, посвященный БССР, а еще до этого, лет десять назад, большую известность в Беларуси получил портал о сожженных в годы войны деревнях. Его разрабатывали при участии Фонда "Историческая память".

Активно обсуждается сегодня и современная история - прежде всего сюжеты, связанные с евразийской интеграцией. В прошлом году по линии Российского государственного гуманитарного университета в могилевском Белорусско-Российском университете был открыт совместный Центр евразийских исследований имени Алексея Громыко. Осенью на его площадке будет организован соответствующий международный форум.

Как историки реагируют на вызовы отдельных западных политиков, которые перекраивают историю под современность?

Руслан Гагкуев: Реагировать, конечно, приходится. Есть и вопросы, к которым намеренно подогревается интерес. Например, польское восстание 1863 года, затронувшее часть белорусских земель. Подробную политическую биографию одного из руководителей этого выступления - Костуся Калиновского - два года назад написал Александр Дюков. Исхожу из того, что в изучении подобных сюжетов принципиально важно опираться на доступные нам источники и объективные факты. Не секрет, что нынешнее руководство Польши активно навязывает собственную интерпретацию белорусской истории, оказывает давление на белорусских ученых, использует разные пропагандистские ухищрения. Поэтому для нас принципиально важно поддержать добросовестных белорусских коллег. У нас с ними нет и не было запретных тем - если дискуссия ведется конструктивно, в научном ключе, мы всегда готовы к обсуждению нашей общей истории во всей ее полноте.