Прав ли был Дарвин? Что археология говорит о происхождении человека

Действительно ли все мы вышли из Африки? И почему Денисова пещера - одно из важнейших научных открытий за всю историю? Узнаём о самых интересных фактах из нового выпуска подкаста "Чего докопались?". Четвёртый выпуск подкаста об археологии "Чего докопались?" от студии "Да будет talk!" уже доступен на всех площадках! В 40-минутном выпуске профессор, кандидат исторических наук Борис Александрович Коников и журналист Дарья Панурова поговорили о происхождении человека и его эволюции с точки зрения археологии. В чём заключается главная проблема современных учебников? Какие существа обитали на территории древней Сибири и Алтая? Зачем английские фотографы подшучивали над читателями с помощью изображения неандертальца? Читайте в нашем материале или слушайте в выпуске! Слушайте Прав ли был Дарвин? Археология о происхождении человека на Яндекс Музыке Происхождение видов - тема, которая даже в наш век научно-технического прогресса продолжает будоражить умы. Обстоятельно её изучением занимается антропология - ещё одна интересная область научного знания, которая очень тесно связана с археологией. Но как эти две науки на самом деле соотносятся? - Археология - это наука, которая в основном сосредоточена на поиске и раскопках древних артефактов. Но , естественно, когда археологи исследуют могильники, древние захоронения, курганы, они находят не только древние артефакты (предметы, изготовленные рукой человека), но и человеческие кости. И здесь я хотел бы подчеркнуть, археология идёт рука об руку с антропологией, эти две науки тесно между собой связаны и дополняют друг друга. У них примерно одинаковая история: обе дисциплины зародились в Древней Греции в античные времена и стали полноценными науками в 19 веке. Сегодня археологи в процессе раскопок доставляют в руки антропологов необходимый материал и костные останки. В свою очередь антропологи, уже используя свои методы, дают миру информацию о том, как выглядели те или иные люди, жившие в каменном, бронзовом и железном веке, - здесь и далее рассказывает Борис Коников. Фантазия нейросети Midjourney на тему первобытных людей в пещере О происхождении людей у археологов сформировано вполне конкретное представление: прародина человечества - это Южная Африка. Б.К.: Смотрите, если бы сейчас перед нами оказался школьный учебник по биологии 50-летней давности, мы бы прочитали там, что человек появился где-то примерно миллион лет тому назад в Африке. Древнейшими людьми были питекантропы и синантропы - существа со множеством человекообразных черт. Потом их сменили неандертальцы, уже более продвинутые. Потом им на смену пришёл человек современного вида, по-латински Homo sapiens, который ничем от нас с вами не отличается. Готовясь к этому выпуску, я посмотрел учебник по истории отечества за 9 класс 2022 года. К сожалению, должен сказать, я с удивлением увидел, что за 50 лет ничего не изменилось в том, как преподносят школьникам проблему происхождения видов. А между тем археология и антропология в части изучения происхождения человека ушли уже очень и очень далеко. Неизменным остаётся одно - мы с вами все (речь о современных людях) вышли из Африки. Это оттуда, где Намибия, Танзания, Южно-Африканская Республика. То есть, прародина человечества - Южная Африка. Эволюция живых существ - тема, которую в своих многочисленных трудах досконально объяснил гениальный учёный Чарльз Дарвин. Б.К.: Помимо знаменитого "Происхождения видов" нельзя забыть его труд 1871 года - "Происхождение человека и половой отбор". Там он обосновал тезис о том, что человек и современные человекообразные обезьяны (эти симпатичные шимпанзе и прочие) имеют одного предка - это узконосые обезьяны, которые жили десятки миллионов лет назад. Тезис Дарвина о том, что человек произошёл от одного с обезьяной предка, даже спустя 150 лет остаётся в силе, современные исследования это подтверждают. Но если прежде мы говорили о том, что сначала возникли австралопитеки, потом им на смену пришли питекантропы, архантропы, неандертальцы, потом Homo sapiens, то сегодня уже нельзя говорить об этом так упрощённо. Последние научные открытия свидетельствуют о том, что эволюция человека протекала по многим направлениям, и выстроить упрощённую картину смены видов "вроде солдат, шагающих в строю" (как это обычно представлено в упомянутых выше учебниках) не получится. Эволюция видов, сгенерировано нейросетью Midjourney В прежние времена учёные разных стран придерживались мнения, что из Африки вышли люди на стадии питекантропов и синантропов. А затем уже эти питекантропы и синантропы расселились по Западной Европе, Азии, и на их основе сформировался неандертальский человек, который "распространился чуть ли не до полярного круга". Но оказывается, Homo sapiens сформировался не на стадии неандертальцев где-то в Европе, а тоже в Африке. Б.К.: Расхождения сапиенса и неандертальца произошло, ну, скажем, 600 тысяч лет назад (к сожалению, с датировками не всегда бывает ясно, точно установить дату не представляется возможным по целому ряду технических причин). И современный человек тоже оформился в Африке, где-то по меньшей мере 600 тыс. лет он был современником неандертальца, они сосуществовали, соперничали, вступали в брачные союзы. В конечном итоге неандертальцы вымерли, исчезли из поля зрения археологов и анропологов где-то примерно 40 тыс. лет назад. Они в силу особенностей своего физического развития не выдержали конкуренцию. Но я сразу хотел бы вас предупредить о том, что очень многие неандертальские черты человек современного вида перенял в результате вот этих межвидовых браков. А вот забавная история про неандертальцев и английских фотографов, которая определённо вам понравится. Б.К.: Расскажу забавную историю, когда в конце 19 века были обнаружены останки неандертальца, сразу начали делать его скульптурные портреты. Выглядел он не очень симпатично, и вот английские фотографы решили подшутить над своими читателями. Они одели эту скульптуру неандертальца в рубашечку, галстук, картузик на голову, сфотографировали и в газету дали объявление: мол, разыскивается такой-то товарищ, который совершил такое-то преступление. В газету посыпались письма от читателей: один признал в нём своего соседа, другой, что эти физиономии ему постоянно встречаются в автобусах... Как известно, сразу после "бума" эволюционизма на Дарвина обрушилась общественная критика. Не все захотели принимать идеи опережающего своё время учёного. Б.К.: Это известный случай, когда Дарвину публично задали вопрос: "Скажите, пожалуйста, а вы со стороны мамы или папы от обезьян происходите?" И я уже не говорю про карикатуры, которыми пестрили английские газеты. Например, одна из самых популярных, где голова Дарвина приделана к шимпанзе. Многие современники первое время не принимали и высмеивали его взгляды. Чарльз Дарвин и обезьянка читают о себе в газете, создано с помощью Midjourney Вы когда-нибудь слышали про так называемую "частицу Бога" - Бозон Хиггса, который признан мировым сообществом как самое выдающиеся открытие начала 21 века? Если да, то вас наверняка удивит, что второе за ним великое открытие - Денисовский человек! Б.К.: Говорю об этом с удовольствием, потому что мы с вами омичи, сибиряки, а это открытие сделано почти нашим земляком, выдающимся новосибирским археологом с мировым именем - Анатолием Пантелеевичем Деревянко. Сейчас он научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН. В 2008 году в Денисовой пещере обнаруживают фалангу пальца юной особи женского пола. Это позволяет установить, что так называемые денисовцы жили где-то примерно с 300 тысячелетия до н. э. по 55 тысячелетие до н.э. (точно это удастся уточнить, когда найдётся полный скелет). Эта и ещё несколько небольших находок стали свидетельством существования на Земле вида людей, ранее неизвестного науке. Позже денисовский человек эту пещеру покинул, и начиная со 150 тысяч лет до н. э. по 80 тысячелетие до н. э. там жили неандертальцы. Повторюсь, имели место и брачные отношения. То есть, в нас течёт кровь и денисовца, и неандертальца. Стоит отметить, что открыли Денисову пещеру ещё 80-82-х годах прошлого века, и постоянный исследовательский стационар базируется там уже последние 40 лет. Благодаря палеогенетическим исследованиям удалось выяснить, что денисовский человек взаимодействовал с человеком современного вида. Однако в силу того, что он не был физически, а, может быть, и интеллектуально приспособлен к жизни, где-то в 45-40 тыс. лет он исчез. Б.К.: Там идут очень серьёзные исследования, куда приезжают учёные из разных стран, величайшие специалисты. Кости человека через десятки и сотни тысяч лет нахождения в Земле претерпевают определённые изменения, в ДНК в частности. Конкретно эта находка оказалась очень хорошей, её удалось досконально изучить. У Денисовой пещеры вообще много преимуществ в этом плане - хорошее расположение, она открыта выходом на солнце, рядом прекраснейшая пресная вода. В те времена там были богатые леса и животный мир. Эта пещера многослойная, как слоёный пирог. Мощность культурного слоя - это то, что остаётся после жизни человека на полу, земле. И в этой пещере, только подумайте, 11 метров культурного слоя, это почти высота четырёхэтажного дома! Археологи в Денисовой пещере, создано с помощью Midjourney А вот факт о генетическом наследии денисовцев, который может вас удивить. Б.К.: Интересная вещь, я сам был поражён, оказывается, ряд народов, живущих ныне в Тибете (это высокогорная страна, где есть проблемы с кислородом), имеют гены денисовского человека. Это позволяет им гораздо легче переносить кислородное голодание. Так что вот, пожалуйста, какой мостик переброшен между жителем Денисовой пещеры на Алтае и современными коренными тибетцами. Помимо того, чтобы получить подробное представление о жизни своих предков, у исследований, связанных с происхождением и эволюцией человека, есть и вполне практические цели. Б.К.: Вот человечество столкнулось с такой бедой, как коронавирус. Разумеется, такое происходит далеко не впервые. В 14-15 веке половина Европы вымерла. Многие обратили внимание на интересный факт. В одной семье, например, человек заболевает коронавирусом, а его родственники и близкие, которые с ним контактировали - нет. Почему? Вот опять-таки генетика даёт ответ. Мы все с вами уникальные личности, и каждый несёт гены самого разного подбора, в том числе неандертальские. И вот учёные обратили внимание на то, что если проследить, как передавались гены от неандертальцев или денисовцев людям современного вида, можно понять, как одни люди способны противостоять этой заразе, а другие поддаваться. Помимо денисовского человека примечательна находка бедренной кости усть-ишимского человека, которая сделала наш посёлок Усть-Ишим (север Омской области) всемирно известным. Б.К.: Сделал эту находку наш омиский художник-косторез, но он не обратил на неё особого внимания и просто поместил в свою коллекцию. Тогда ей заинтересовался уже упомянутый нами ранее Анатолий Пантелеевич Деревянко. Находку исследовали и пришли к выводам, что возраст усть-ишимского человека - 45 тысяч лет. В чём сенсация находки? Дело в том, что в этой кости также очень хорошо сохранилось ДНК, что позволило сделать вывод, что это самая северная к настоящему моменту находка настолько древнего человека. Также по этой кости удалось установить, что у него была мясная диета (охотился на травоядных животных), он был темнокожим и темноволосым товарищем. Вероятнее всего, очень высокого роста. Вот такие выводы можно сделать по одной только бедренной кости! Напомним, из третьего выпуска подкаста "Чего докопались?" слушатели узнали, почему Индиана Джонс вовсе не археолог.

Прав ли был Дарвин? Что археология говорит о происхождении человека