Вымирание в конце плейстоцена изменило природу Северного Урала

Российские палеонтологи систематизировали данные о природе Северного Урала на рубеже плейстоцена и голоцена (около 10 тысяч лет назад). В это время на Земле произошла экологическая катастрофа, региональные последствия которой ученые описали в своей работе. Исследование опубликовано в журнале Quaternary International.Во время позднего плейстоцена на одной территории могли обитать представители фауны, которые вымерли к настоящему моменту или теперь обитают далеко за пределами одного региона. Однако приблизительно 10 тысяч лет назад, на рубеже плейстоцена и голоцена, природа Земли претерпела значительные изменения. Это произошло в результате глобальной экологической катастрофы, причины которой до сих пор не установлены.Российские ученые выяснили, как из-за этого изменилась природа Северного Урала. Палеонтологи обобщили информацию, собранную в двух десятках пещер и гротов, расположенных в верховьях реки Печоры, Лозьвы и Сосьвы. Данные охватывают последние 80–90 тысяч лет.Авторы работы пришли к выводу, что в результате катастрофы значительно снизилось биоразнообразие. Меняющийся климат и ландшафт повлияли на всю структуру фауны: из мамонтовой она начала переходить к современной. Таежные массивы пришли на смену степной и лесостепной флоре, потому что сухой и холодный климат позднего плейстоцена сменился теплым и влажным климатом голоцена. Это привело к увеличению количества водоемов, а значит, и к появлению новых водных видов животных. В голоцене на Северном Урале стало больше рыб, водоплавающих птиц и птиц, охотящихся у воды, также на территории закрепились земноводные.Проанализировав останки более 83 тысяч зубов мелких млекопитающих и свыше 77 тысяч костей крупных млекопитающих, ученые установили, что в позднем плейстоцене первые были представлены обитателями тундры (лемминги), степей (суслики), лесов (рыжая полевка) и территорий вблизи водоемов (водяная полевка). В раннем голоцене, после катастрофы, доля лесных видов мелких млекопитающих и видов, обитающих у воды (выдры, бобры, норки), значительно увеличилась. Появились и новые животные, такие как белки и бурундуки.Среди крупных млекопитающих произошли еще более заметные изменения. Большая часть вымерла при переходе плейстоцена в голоцен (большой и малый пещерный медведь, пещерный лев, шерстистый мамонт и носорог, овцебык, степной бизон). Их постепенно заменили северный олень, сайгак, степной хорек, песец. В среднем голоцене, то есть около 2,5–8 тысяч лет назад, в период наиболее теплого климата за последние 50 тысяч лет, появились рептилии.«В статье содержится не только общее описание отложений, но и обзор ископаемых останков растений, рыб, амфибий, птиц, мелких и крупных млекопитающих. А также небольшого количества сопровождающих их археологических артефактов, поскольку некоторые пещеры были заселены древними людьми», — рассказал соавтор исследования Павел Косинцев из Уральского федерального университета.

Вымирание в конце плейстоцена изменило природу Северного Урала