Челябинский метеорит: десять лет спустя. Исследование ВЦИОМ о восприятии космических угроз

Ровно десять лет назад около 07:10 мск он вошел в атмосферу Земли на скорости примерно 18,6 км/с. Его взрыв наблюдали сотни тысяч человек на Урале и в Северном Казахстане. Обломки упали на высоте 23,3 км в окрестностях Чебаркуля, в 78 км западнее Челябинска. Взрывной волной выбило стекла в сотнях тысяч домов областного центра и ближайших населенных пунктов.

Челябинский метеорит: десять лет спустя. Исследование ВЦИОМ о восприятии космических угроз

Местные жители обнаружили огромную пробоину во льду озера. Территорию сразу же оцепили и вызвали все экстренные службы. Фрагмент метеорита удалось поднять только спустя восемь долгих месяцев. При взвешивании он раскололся на несколько частей. Самая крупная из них весит 503 кг.

К годовщине события Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, как россияне оценивают вероятность нового падения метеорита на Землю.

Наряду с Тунгусским Челябинский метеорит респонденты сразу вспоминают среди тех, что упали на территории России. Их называют 45% и 43% опрошенных соответственно.

Челябинский метеорит упал не так давно, и событие широко освещалось СМИ по всему миру. Как показал опрос, о нем больше знает молодежь (55% среди 18–24-летних vs 39% в группе 60+), тогда как представители более старшего возраста чаще вспоминают Тунгусский метеорит — до Челябинского он был наиболее известным (53% среди 45–59-летних vs 24% в группе 18–24 лет). Тунгусский метеорит — космическое тело, предположительно, послужившее причиной мощнейшего взрыва над сибирской тайгой в районе реки Подкаменной Тунгуски 17 (30) июня 1908 года. До сих пор не обнаружен ни один достоверно известный фрагмент.

Одними из первых явление в 2013 году заметили в небольшом поселке Борки Мендыкаринского района Костанайской области в Казахстане. Его жители наблюдали, "как огненный шар рухнул на землю".

"Я рано утром по местному времени, в шесть утра (4:00 мск), вышла на улицу и увидела, как в небе вспыхнула яркая зеленая вспышка, затем услышала гул и огненный шар с бешеной скоростью стал двигаться по небу. Сначала он двигался прямо, но затем резко сменил траекторию и стал двигаться к земле. Я испугалась, а потом услышала удар. Мы побежали и увидели в районе кирпичного поселка воронку и кусок породы", — рассказала в день события ТАСС очевидец происшествия Раиса Халевина.

На следующий день после падения метеорита на тот момент губернатор Челябинской области Михаил Юревич назвал 15 февраля "вторым днем рождения Челябинской области". Он сообщил, что ущерб от падения метеорита "нанесен 100 тыс. домовладельцев, общий ущерб превышает 1 млрд рублей".

Ударной волной в регионе были разбиты стекла почти в 5 тыс. зданий, в том числе более чем в 3,5 тыс. жилых домов. Пострадало около 100 тыс. семей.

Частично ущерб оказался нанесен 671 образовательному учреждению, 235 больницам и поликлиникам, а также пяти спортивным объектам.

Количество пострадавших, по данным регионального минздрава, составило 1 613 человек, среди них 324 ребенка. В больницу попали 69 южноуральцев (из них 13 — дети). Погибших не было.

Школы, поликлиники, больницы и другие социальные учреждения Челябинской области восстановили уже 17 февраля. А через месяц после ЧП в 98% пострадавших объектов работы завершились.

Есть ли угроза повторения?

Несмотря на произошедшее десять лет назад, согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян не верят в возможность падения астероидов, комет и метеоритов на Землю (63%), обратного мнения придерживаются треть наших сограждан (31%). Вероятность такого сценария допускает молодежь 18–24 лет (49%) и люди в возрасте 25–34 лет (40%), а также активные пользователи интернета (38%).

Вероятность падения метеорита на Землю в течение 2023 года россияне в основном оценили как низкую — 2,88 балла из 10. Баллы выше ставит молодежь 25–34 лет (3,37 балла) и 18–24 лет (3,18 балла), а также активные пользователи интернета (3,27 балла). А минимальный балл отмечен среди граждан старше 60 лет (2,6 балла) и тех, кто смотрит телевидение (2,54 балла).

Также россиян спросили о том, можно ли вообще предотвратить падение метеорита или хотя бы снизить до минимума последствия. Этот пункт поделил респондентов почти поровну: 48% убеждены, что такие ситуации относятся к разряду непредсказуемых и к ним нельзя подготовиться; чуть меньше, 44%, напротив, полагают, что человечеству такое под силу.

С возрастом россияне больше убеждаются в том, что космическим угрозам противостоять невозможно. Среди респондентов старше 60 лет так думают 58%, среди молодежи 18–24 лет такой вариант дают 36%.

Молодые люди, наоборот, верят в возможность предотвратить или снизить последствия таких катастроф — 60% в группе 18–24 лет vs 33% среди граждан 60+.

На представления о возможности противостоять космическим угрозам влияют также образование и предпочитаемые каналы информации. Участники опроса с высшим образованием дают положительные ответы в 52% случаев, среди граждан с неполным средним образованием аналогичный показатель составляет 33%.

Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов отмечает: "Даже в современном обществе, считающем себя рациональным, свободным от мистики, нет-нет да и появляются разговоры о неких "предупреждениях с небес". Все необычное и необъяснимое рождает в людях тревогу и стремление видеть в этих событиях угрозу человечеству — вспомним хотя бы недавний случай с неопознанными шарами над Северной Америкой и реакцию на него американцев. Рациональные аргументы работают не всегда. Это связано с недостаточным развитием критического и вероятностного мышления".

Для астрономов падение болида под Челябинском стало неожиданностью, как и для обычных людей. Дело в том, что в это время ученые наблюдали за приближающимся к Земле 30-метровым астероидом 2012 DA14. Тогда он пролетел в десятках тысяч километров от планеты. А небесные тела такого размера, как упавший метеорит, не считаются опасными.

Поиски таких небесных тел ведут при помощи роботизированных телескопов в рамках проектов Catalina Sky Survey, Pan-STARRS и других государственных и частных программ. Главный по поиску потенциальных угроз для человечества — орбитальный инфракрасный телескоп WISE, который находит даже невидимые с Земли астероиды. В 2010 и 2011 годах NASA публиковало каталог околоземных объектов NEOWISE. Сегодня в нем почти 900 астероидов диаметром от 1 км и около 20 тыс. менее крупных объектов. Лишь 2 тыс. из них относятся к потенциально опасным.

Болид, которому дали имя "Челябинск", десять лет спустя стал туристической достопримечательностью и помещен под стеклянный купол в Государственном историческом музее Южного Урала.