Российский ученый открыл новый механизм хранения информации в ДНК

Заведующий лабораторией Московского физико-технического института (МФТИ), руководитель направления «Нанобиомедицина» университета «Сириус» Максим Никитин открыл новый фундаментальный механизм хранения информации в ДНК. Результаты исследования

Российский ученый открыл новый механизм хранения информации в ДНК
© +1

представлены

в рецензируемом научном журнале Nature Chemistry — одном из наиболее авторитетных в мире.

Более 70 лет считалось, что ДНК содержит и обрабатывает информацию за счет характерной структуры двойной спирали. Однако последние изыскания показали, что эти процессы могут протекать и в других конфигурациях генетических цепочек. ДНК может хранить и передавать информацию за счет слабоаффинных взаимодействий, реализующихся в том случае, когда молекулы имеют низкое сродство друг к другу. Более того, короткая ДНК, даже максимально некомплементарная гену, может регулировать его работу.

«Я обратил внимание на необычное свойство ДНК, которое ровно 70 лет оставалось незамеченным — в тени красоты двойной спирали, — рассказал Максим Никитин. — А именно на то, что для любой одноцепочечной ДНК (оцДНК) существует великое множество других оцДНК с практически любой наперед заданной аффинностью — свойство, которое я назвал „континуумом аффинностей ДНК“».

В «Сириусе» заявили, что открытие ученого может стать ключом к неразгаданным тайнам генетики и эволюции, лечению сложных заболеваний и процессам старения. Кроме того, оно позволит улучшить специфичность генной терапии и повысить безопасность ДНК/РНК-вакцин за счет обнаружения и подавления побочных реакций на препараты в ходе терапии.

Ранее Plus-one.ru рассказывал, как открытие старейшей в мире ДНК может стать ключом к борьбе с изменением климата.