Небесный фейерверк: «Хаббл» запечатлел  яркий остаток сверхновой

Небесный фейерверк: «Хаббл» запечатлел  яркий остаток сверхновой
© Телеканал «Наука»

На этом изображении, полученном космическим телескопом «Хаббл», ярко окрашенный остаток сверхновой DEM L 190. Фото поделились в Европейском космическом агентстве.

Тонкие листы и сложные нити — это следы катастрофической смерти массивной звезды, которая когда-то существовала в Большом Магеллановом Облаке, маленькой галактике- спутнике Млечного Пути. DEM L 190 (также известная как LMC N49) является самым ярким остатком сверхновой в Большом Магеллановом Облаке и находится примерно в 160 000 световых лет от Земли в созвездии Золотой Рыбы.

Фото: ESA/Hubble & NASA, S. Kulkarni, Y. Chu

Это не первое изображение DEM L 190, опубликованное для публики. Предыдущий портрет этого остатка сверхновой, сделанный «Хабблом», был опубликован в 2003 году (изображение ниже). Новое изображение включает в себя дополнительные данные и улучшенные методы обработки изображений, что делает этот захватывающий небесный фейерверк еще более ярким.

Остаток сверхновой — туманность, появившаяся из-за произошедшего много десятков или сотен лет назад катастрофического взрыва звезды. Во время взрыва оболочка звезды разлетается во все стороны, образуя расширяющуюся с огромной скоростью ударную волну, которая и формирует туманность. Остаток состоит из выброшенного взрывом звездного материала и межзвездного вещества, который принял на себя ударную волну.

Фото: NASA/ESA and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Существует два возможных сценария рождения сверхновой звезды. Во-первых, массивная звезда, исчерпав свое топливо, прекращает производство термоядерной энергии, что влечет коллапс звезды под действием силы собственной гравитации и ее превращение в нейтронную звезду или черную дыру. Во-вторых, белый карлик, накапливая вещество звезды-компаньона, достигает критической массы и коллапсирует в нейтронную звезду.

«Хаббл» сфотографировал эволюцию взорвавшейся сверхновой из ранней Вселенной