Основоположник космонавтики: что сбылось из идей Константина Циолковского?

Он предсказал еще в XIX веке, что человек полетит в космос – сегодня 165 лет со дня рождения основоположника космонавтики Константина Циолковского. Все его записи о высоких полетах оказались пророческими, он даже описал образ Юрия Гагарина. Что сбылось из идей ученого, а что еще нет, узнал корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Основоположник космонавтики: что сбылось из идей Константина Циолковского?
© Мир24

Если бы не простой сельский учитель, приехавший в Калугу на повышение, еще неизвестно, каким бы был этот город. Именно здесь открылся первый в мире музей космонавтики, где собраны труды талантливого самоучки. И неизвестно, когда Гагарин бы сказал свое «Поехали».

«Сказал, что первым человеком, который полетит в космос, будет русский парень с широкой обаятельной улыбкой», – вспоминает правнук К. Э. Циолковского Сергей Самбуров.

Правнук ученого помнит, как в их дом приезжали первые покорители орбиты и рассказывали о том, как сбывались пророчества.

«Помню, когда летал Геннадий Михайлович Стрекалов, наш командир отряда рассказывал, что на станции «Мир» протянул веревки вдоль станции и за них цеплялся и передвигался. И говорил: «ну я же у Циолковского все вычитал», – продолжает Сергей Самбуров.

Еще Циолковский описал, как космонавты будут перемещаться в невесомости, что там не будет разницы, где верх, где низ. Откуда он знал, что виток вокруг Земли будет длиться полтора часа – загадка. И что летать вокруг планеты люди будут на космической станции? Об этом ученый написал в 1883 году.

«Это – жилище для людей, которое просто находится где-то на просторах космоса в состоянии невесомости. Получается, это космическая станция. Как человек туда попадет, он тогда еще не мог решить, так как не было еще идеи ракеты», – рассказывает заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского Вера Алексеева.

Ракеты Константин Циолковский описал позже. И не просто ракеты, а ракетные поезда. Когда в полете от конструкции отделяются пустые баки – ну чем не ступени современных «Союзов» или «Ангары»?

«Естественно, он рассматривал возможность выхода человека в открытый космос. Слово он использовал интересное – «балахон», и называл таких людей «балахонщиками». Конечно, все это сейчас воплотилось в жизнь», – отмечает научный сотрудник Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского Надежда Павлишак.

Но не одним только космосом жил Циолковский. Он первым сказал, что самолеты надо делать из металла, а не из дерева, как в те годы. И даже придумал дирижабль, который перед полетом раздувается как гармошка.

«Воздушный шар можно надуть, как дети шарики надувают, а как сделать изменяемую оболочку дирижабля? И он приходит к выводу, что оболочка должна быть гофрированная», – объясняет заведующая домом-музеем, правнучка К. Э. Циолковского Елена Тимошенкова.

Оболочку он делал в мастерской в своем доме на самодельном станке, надувал дирижабли теплым воздухом и запускал с крыши. Для этого ему специально сделали дверь на чердаке.

«Приехал сюда Алексей Архипович Леонов. Ему рассказали эту историю, он прошелся по крыше и сказал: «Знаете, вообще разные двери вели нас в космос. Но не будь этой, деревянной, моей космической, наверное, не было бы никогда», – рассказывает Елена Тимошенкова.

Теперь посещение дома Циолковского для космонавтов такая же традиция, как просмотр «Белого солнца пустыни».

Эту лестницу первые космонавты прозвали космическим трапом. По ней Константин Циолковский поднимался в свой рабочий кабинет, где записывал идеи о межпланетных полетах. И без этой простенькой конструкции вряд ли было возможно покорение земной орбиты.

Пророчества Константина Циолковского сбылись спустя десятилетия после его смерти. А некоторые до сих пор кажутся фантастикой, например, рождение людей в невесомости и расселение всего человечества по планетам. Хотя, кто знает…