Войти в почту

Маяки Циолковского: что предсказал ученый-самоучка в мировой космонавтике

Один из создателей современной физики Нильс Бор говорил, что "предсказывать очень трудно, особенно предсказывать будущее". Слишком много приходится учитывать самых разных факторов и вариантов, слишком часто жизнь развивается совсем не так, как мы того ожидаем. Даже на короткий период — несколько месяцев или лет — продумать будущность крайне сложно.

Маяки Циолковского: что предсказал ученый-самоучка в мировой космонавтике
© ТАСС

В связи с этим особенно высоко ценятся те, кто все же сумел приоткрыть завесу, дать наиболее четкие прогнозы, которые служат маяками для поколений. Одним из таких знаковых людей для нашей страны стал ученый Константин Циолковский, 165 лет со дня рождения которого исполняется 17 сентября. И сейчас, когда мир уже живет в XXI веке, когда он столь сильно изменился, стоит вновь оглянуться, чтобы увидеть, насколько точно ученому удавалось предвидеть это будущее.

О ракетах

В 1903 году вышло первое издание научно-популярной работы Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Это сейчас название работы кажется нормальным и логичным, но в начале прошлого столетия это было безудержной фантастикой. Судите сами: братья Райт еще даже не взлетели на своем "Флайер-1", несколько лет назад без особого успеха пытался покорить воздушную стихию Александр Можайский.

На тот момент привычными летательными аппаратами являлись разве что дирижабли и воздушные шары (и то, конечно, далеко не для всех) — огромные, неповоротливые, сильно зависящие от ветра. А ракеты большинством людей воспринимались исключительно чем-то из области фейерверков или механизмов по военной тематике. У Константина Циолковского же уже были расписаны не просто планы по ракетам, а идея о возможном выходе за границы земной атмосферы, проекты по исследованию мирового пространства.

Даже Жюль Верн в своей фантастической (а не научно-популярной) книге "Из пушки на Луну" говорил не об использовании какого-то нового механизма (жанр ему позволял фантазировать), а обратился к тому, что он видел в использовании, просто увеличив размеры. Циолковский же предсказывает абсолютно иную реальность.

Сегодня мы понимаем: налицо не только удивительная точность реализации его в большинстве своем теоретических наработок, но и большая дальность предсказания. Причем до первой ракеты Группы изучения реактивного движения (ГИРД) — еще 30 лет, до первого полета человека в космос при помощи ракеты — почти 60 лет. И если гирдовскую ракету Циолковский застал, знал результаты полета, то до отправки Юрия Гагарина дожить ему не удалось.

Ко всему прочему спустя еще четверть века (в 1930-е) Константин Циолковский расширяет свое предсказание по использованию ракет. В то время, когда еще газодинамическая лаборатория (ГДЛ, первая научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория СССР) проводит опыты в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, создавая первые советские прототипы ракет, Циолковский уже говорит об их многоступенчатой конструкции — ее устройстве и преимуществах. Он предложил два варианта достижения космических скоростей: при помощи ракетного поезда и эскадрильи ракет.

Первый способ как раз и можно считать прототипом многоступенчатости. И пусть название "космический ракетный поезд" не прижилось, но принцип был рассказан максимально верно. От ракеты, состоящей из нескольких частей, отработавшие свое топливо ступени просто отделяются, чтобы уменьшить общий вес конструкции. Константин Циолковский даже предлагает варианты космических поездов — с последовательным и параллельным расположением ступеней. Позже обе версии были успешно реализованы.

Работа в космосе и орбитальные станции

Серьезным многоплановым и существенным предсказанием Циолковского можно считать и его работу по пилотируемым экспедициям в открытом космосе и к разным небесным телам (это совокупность отдельных его заметок в разных произведениях). Отмечу, что подробности, которые он дает, очень точны и интересны, учитывая, что это исключительно попытки предвидения, теоретические на тот момент труды, без практической возможности их проверить.

Он руководствовался только прекрасным пониманием физики и логики, сплетенных с фантазией и стремлением к развитию. Причем именно его умение вычленить реальные вещи из абсолютно фантастических теорий отличает Циолковского от множества других предсказателей и фантастов того времени.

Так Константин Циолковский пишет об орбитальных станциях, которые появятся только в 1970-х годах. А уж первый раскладываемый модуль от компании Axiom Space и вовсе появится на МКС лишь в 2010-х. Циолковский не просто мечтал, он указывал правильные векторы развития, которые в будущем реализуются, не давая зайти в технологический тупик.

Как это у него получалось, все-таки до сих пор остается загадкой. Ученый-самоучка, которому его якобы оторванность от большой науки и отсутствие образования не позволяли находиться на ее переднем крае. Тем не менее многие его "мечты" о будущем оказались куда точнее, чем большинство предсказаний, сделанных официальными учеными.

Даже сейчас, спустя 165 лет со дня рождения Константина Циолковского и 87 лет после его смерти (19 сентября 1935 года), эта его "уверенность" в будущих космических свершениях поражает. Во многом именно благодаря ему у нас есть намеченные ориентиры.