Исследование: первая летающая рептилия появилась на Земле 260 млн лет назад

Исследование: первая летающая рептилия появилась на Земле 260 млн лет назад
© Телеканал «Наука»

Палеонтологи выяснили, когда на Земле появилась первая планирующая ящерица, сообщает Daily Mail.

Исследователи изучили окаменелости рептилии Coelurosauravus elivensis, жившей в поздний пермский период — в 252-260 млн лет назад. По мнению ученых, представители этого вида первыми вырастили патагиум — мембранную перепонку в виде складки кожи, позволяющая некоторым позвоночным летать. Это позволило древней ящерице адаптироваться к новой среде обитания, когда деревья стали не такими густыми.

Когда деревья стали расти реже, целюрозавравусы больше не могли карабкаться между ветвями, поэтому им пришлось приспосабливаться, чтобы перелетать с места на место. «Как оказалось, планирование было наиболее эффективным видом перемещения», — отмечают французские ученые.

Также ученые выяснили, что C. elivensis мог хватать свою летательную перепонку передними когтями, чтобы стабилизировать его во время полета, и даже делать его более маневренным. У целюрозаврусов, вероятно, были острые изогнутые когти и «сжатая форма тела». Это помогало ему перемещаться вертикально по стволам деревьев, поэтому он был не только успешным «летчиком», но и «опытным альпинистом», шутят исследователи.

Пропорциональная длина конечностей помогала ему оставаться близко к поверхности дерева, не давая ему раскачиваться и терять равновесие. Длинное, худое тело и хлыстообразный хвост, которые можно увидеть у современных древесных рептилий, еще раз подтверждают выводы ученых.

Единственные известные экземпляры целюрозавравусов были найдены еще в 1907-1908 годах на юго-западе Мадагаскара. В 1926 году, эти экземпляры были описаны французским палеонтологом Жаном Пивето как C. elivensis. В новом исследовании палеонтологи изучили три известных окаменелости C. elivensis, а также родственные образцы, принадлежащие к семейству Weigeltisauridae. Представителей этого семейства отличают длинные полые стержнеобразные кости.