В мире
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Российские ученые показали, как снизить гибель клеток мозга при инсульте на 38%

Команда ученых из пяти российских институтов показала, что наночастицы селена размером 100 нанометров на 38% повысили жизнеспособность клеток мозга при недостатке кислорода и окислительном стрессе. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences. Авторы работы проверили воздействие наночастиц селена разного размера на клетки мозга при ишемии — недостатке кислорода. В экспериментах они использовали выращенные в чашках Петри астроциты головного мозга мышей. Эти вспомогательные клетки нервной ткани создают и поддерживают работу нейронов. К астроцитам добавляли растворы наночастиц селена размером 50, 100 и 400 нанометров, которые получали, измельчая лазером более крупные частицы. Наночастицы любого размера улучшали проникновение ионов кальция в клетки, что приводило к активации сети астроцитов. Они, в свою очередь, передавали собственные сигналы нейронам, которые защищали их от гипервозбуждения и гибели из-за стресса. Наибольший эффект показали наночастицы размером 100 нм. Они увеличили жизнеспособность астроцитов на 38% и привели к активации генов, защищающих клетки от запрограммированной смерти. Более мелкие и более крупные частицы могут быть не так эффективны из-за того, что хуже проникают в клетки и своего токсического эффекта. В дальнейшем авторы планируют уточнить механизмы, которые приводят к отличиям в эффективности частиц селена разного размера. Разработка ученых может найти применение в профилактике и лечении ишемического инсульта. Работу провели исследователи из (), Пущинского научного центра биологических исследований (), Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород), Всероссийского научно-исследовательского института фитопатологии РАН (Большие Вяземы) и Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова (Москва).

Российские ученые показали, как снизить гибель клеток мозга при инсульте на 38%