В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Ученые ОИЯИ исследуют фресковую живопись Троице-Сергиевой Лавры

Ученые ОИЯИ исследуют фресковую живопись Троице-Сергиевой Лавры
Фото: ИндикаторИндикатор

Сотрудники Группы нейтронного активационного анализа ЛНФ ОИЯИ приступили к новому этапу работ в рамках соглашения с Межобластным научно-реставрационным художественным управлением (АО «МНРХУ»). На этот раз предметом их научного исследования стали фрески Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад).

Видео дня

Сотрудничество ОИЯИ с искусствоведами и реставраторами ведется уже около трех лет. За это время сотрудники ГНАА исследовали стенописи Георгиевского собора Юрьева монастыря (Великий Новгород, XII век), Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (, XII век) и Смоленского собора Новодевичьего монастыря (, XVI век). Результаты этих исследований высоко оценили ведущие российские искусствоведы на семинаре, организованном Государственным институтом искусствознания в начале 2022 г. Четвертым памятником старины, фрески которого исследуют в настоящий момент ученые-физики, стал Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры.

Троицкий собор является главным действующим храмом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно древнейшим строением на ее территории, 1422-1423 годов постройки. Сейчас внутри собора проводят реставрационно-консервационные работы: удаляют поверхностные загрязнения (копоть) и более поздние напластования в виде лака, клея, выполняют укрепление штукатурного основания. Утраченные места в стенописи точечно тонируют акварельными красками.

20 мая, после того, как стены были очищены от копоти, сотрудники группы к. х. н. и к. ф.-м. н. приступили к исследованиям in situ. «Мы провели на месте неразрушающий элементный анализ портативным прибором для рентгено-флуоресцентного анализа, измерили спектры более чем в 120-ти точках, в том числе в барабане собора», — рассказала Ольга Филиппова.

Методом инфракрасной спектроскопии будет изучен молекулярный и минеральный состав фресок, для того чтобы определить и подтвердить, какие использовались пигменты и связующие во время полной росписи собора в XVII веке и при поновлениях XIX-ХХ веков.

«Сотрудники ОИЯИ проводят работы по изучению пигментных и штукатурных составов в Троицком Соборе. Мы ожидаем, что после проведения сравнительного анализа будет получено подтверждение принадлежности этой живописи к XVII веку», — прокомментировала художник-реставратор первой категории бригады им. В. Д. Сарабьянова АО «МНРХУ» Варвара Сергиеня. Она рассказала, что изначально собор был расписан великим иконописцем , однако эти росписи были практически утрачены. Сохранившаяся до наших времен фресковая живопись была выполнена около 1635 г. За многие годы роспись неоднократно записывалась, в XVIII веке она была вновь прописана масляными красками; несколько поновлений было в XIX веке, когда были изменены некоторые сюжеты. В ХХ веке были начаты большие реставрационные исследования.

«Мы очень рады нашему сотрудничеству, тому, что у нас появилась возможность глубоко и комплексно изучить химический состав красок памятника. Все предыдущие работы выполнялись очень быстро и качественно, что не может нас не восхищать. Осведомленность и научный подход сотрудников ОИЯИ замечательны. Теперь наши памятники будут изучены более тщательно, чем это было сделано в середине ХХ века», — добавила эксперт.