Environmental Pollution: ученые выявили, как процесс приготовления шашлыка губит легкие

© FBM.ru

В журнале Environmental Pollution опубликован материал об исследовании, проведенном Институтом физической химии Польской академии наук в сотрудничестве с Агентством по охране окружающей среды США, в котором изучалось влияние нитрофенолов – органических и канцерогенных соединений в воздухе – на здоровье человека, пишет Naked science.

Польские исследователи смогли продемонстрировать, как три чистых нитрофенола или их смесь, в том числе от приготовления шашлыка, влияют на клетки легких человека.

Мононитрофенолы влияют на почки, центральную нервную систему и печень. Динитрофенолы раздражают слизистые оболочки и кожу, приводя к дерматиту. 4-нитрофенол обладает замедленным взаимодействием с кровью, что может вызвать цианоз, спутанность и потерю сознания.

Нитрофенолы попадают в легкие при вдыхании содержащих их микрочастиц PM2.5, которых особенно много в городах. Приготовление шашлыков (барбекю в западных странах), заправка автомобилей, сжигание дров и т.д. повышает уровень канцерогенов в атмосфере, которые попадают в легкие.

Ученые провели исследование in vitro и обнаружили ранние изменения в клетках легких: нитрофенолы проявляли различные ингибирующие и цитотоксические эффекты. Наблюдалась активная гибель клеток в течение 24 или 48 часов, если клетки подвергались воздействию 4-нитрофенола.

Под воздействием этих соединений в клетках разрушалась мембрана митохондрий, которая является естественным барьером. Особенно опасными оказались высокие концентрации загрязняющих веществ, например, образующихся в результате лесных пожаров.

“Дисморфические митохондрии связаны с хроническими респираторными заболеваниями, включая астму, аллергию, бронхит и легочную гипертензию. Таким образом, последствия воздействия нитрофенолов на уровне суборганелл могут свидетельствовать об отклонениях в функционировании митохондриальных мембран”, – резюмировали ученые.