Выбор в пользу космоса:  в 2023 году астрономические обсерватории Казанского университета представят российскую номинацию в ЮНЕСКО

«Соответствуют всем техническим требованиям». Такую резолюцию вынес в конце марта 2022 года Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, рассмотрев номинационное досье комплекса астрономических обсерваторий Казанского федерального университета. Следующим шагом станет визит экспертов ЮНЕСКО в Казань. Они должны на месте оценить состояние памятников науки и архитектуры и определить их соответствие жестким критериям отбора в список объектов Всемирного наследия.

Выбор в пользу космоса:  в 2023 году астрономические обсерватории Казанского университета представят российскую номинацию в ЮНЕСКО
© Главгосэкспертиза России

В последние годы ЮНЕСКО активно продвигает инициативу по включению в список Всемирного наследия памятников, связанных с историей астрономических наблюдений. Пилотный проект «Астрономия и Всемирное наследие. Тематическая инициатива» реализуется с 2003 года. Наиболее ценные и уникальные объекты, причастные к изучению космоса, и раньше включались в список ЮНЕСКО. Но в основном они рассматривались в составе охранных зон исторических городских районов – например, Гринвичская королевская обсерватория в Лондоне, Пулковская обсерватория в Санкт-Петербурге и другие. Одним из претендентов на охранный статус ЮНЕСКО рассматривается Казанский федеральный университет с комплексом зданий и сооружений для астрономических наблюдений.

Кафедру астрономии в Казанском императорском университете основал в 1810 году Йозеф Иоганн Литтров – австрийский астроном и математик чешского происхождения. Поначалу кафедра размещалась в различных помещениях, в которых проведение наблюдений было невозможным. Это были и купол главного здания университета, и собственная квартира астронома. Наконец, для устройства обсерватории ученый выбрал одноэтажное кирпичное здание университетской сторожки и сделал над ним деревянную надстройку, соорудил башню для телескопа-экваториала и пролет для меридианного круга. На террасе была установлена круглая деревянная постройка с раздвижной крышей для оптических инструментов.

Новый этап развития кафедры астрономии начался в 1827 году, когда управляющим Казанского учебного округа стал Михаил Николаевич Мусин-Пушкин. Он поручил подготовить проект здания обсерватории в расчете на новое оборудование, а также растущие объемы и масштабы астрономических наблюдений. Активное участие в создании проекта принимал ученый-математик Николай Лобачевский, избранный на тот момент ректором Казанского императорского университета. Но из-за финансовых проблем в первоначальном варианте не было предусмотрено строительство центральной башни для большого телескопа. Вопрос был решен, когда проект университетской обсерватории показали императору Николаю I. Ознакомившись с планом строительства, он поставил на нем резолюцию: «Устроить башню наподобие Дерптской». И, как пишут источники, прибавил к смете значительную сумму из государственного казначейства.

В 1903 году по ходатайству Университетского совета обсерватория стала именоваться Энгельгардтовской – в честь доктора астрономии Василия Павловича Энгельгардта, «содействовавшего ее утверждению и обеспечившего ее будущность». Ученый передал в дар Казанскому университету уникальные по тем временам астрономические приборы из своей частной обсерватории в Дрездене. Именно на меридианном круге и экваториале (телескоп-рефрактор) Энгельгардта были начаты первые систематические наблюдения за Вселенной в Казанском университете.

В разные годы в его астрономической обсерватории были сделаны важные открытия и получены результаты наблюдений мирового уровня. В 1909 году астроном Михаил Грачев на меридианном круге впервые обнаружил новое появление кометы Галлея, и затем в течение 10 лет изучал ее, выполнив около 10 тысяч наблюдений.

В советское время обсерватория принимала участие в составлении «Каталога геодезических звезд», входящих в программы для определения географических координат пунктов триангуляции. Это была первая крупная коллективная работа советских астрономов.

Сегодня астрономическая обсерватория КФУ работает как научный, образовательный и научно-популярный центр. Помимо уникальных образцов старинного оптического оборудования здесь действует модернизированный робот-телескоп АЗТ-14. При этом основные космические наблюдения казанские астрономы проводят при помощи дистанционного телескопа в горах Кавказа.*

*При подготовке материала использована информация Казанского федерального университета.

Фото: Казанский федеральный университет