Конус Колпакова: как появилось самая таинственная точка Сибири

Конус Колпакова, известный также под названием Патомский кратер – таинственный объект, расположенный в 300 километрах от города Бодайбо в Иркутской области. Его необычная форма давно привлекает внимание исследователей. Больше всего конус Колпакова похож на метеоритный кратер с Луны или Марса.[С-BLOCK]

Конус Колпакова: как появилось самая таинственная точка Сибири
© Русская семерка

Освоением крайнего востока Иркутской области русские занялись после 1846 года – до этого территория нынешнего Бодайбинского района была заселена крайне слабо – в основном сюда заглядывали туземные охотники. До поры до времени никто не обращал внимания на ручей, носящий по-якутски загадочное имя «Полёт огненного орла». Однако это название зазвучало совершенно по-новому в свете существования объекта, обнаруженного на Витимо-Патомском нагорье экспедицией под руководством Вадима Колпакова. В 1949 году группа геологов составляла геологическую карту местности – и наткнулась на нечто совершенно удивительное. Патомский кратер представляет собой эллипс, вытянутый на 220 метров и увенчанный конусом. Высота кольцевого вала составляет от 4 до 40 метров, а его диаметр – 86 метров. Центральная горка имеет высоту до 12 метров. Минерал, из которого сложен объект – серый дробленый известняк общим весом до миллиона тонн.[С-BLOCK]

Выдвигалось огромное количество версий появления конуса Колпакова. Например, есть достаточно экзотическая теория рукотворного происхождения, основанная на том, что внешне кратер напоминает шахтовый терриконик. Другие исследователи говорят о ядерной реакции в глубинах земли или даже крушении корабля пришельцев – об этом, по их мнению, может свидетельствовать высокое содержание урана и стронция в древесине деревьев, растущих на кратере. Одна из основных версий, к которой склоняются многие ученые, в том числе и первооткрыватель Колпаков – падение в хрупкую породу сверхплотного метеорита. На Луне кратеры такой формы образуются в результате «метеоритной бомбардировки» в условиях отсутствия атмосферы. Но для земных условий их появление совершенно нетипично. Конус Колпакова практически не подвергся естественной эрозии и не был поглощён тайгой. Однако вряд ли он возник в последнее столетие – в таком случае, как например, в районе Тунгусского инцидента, вокруг были бы поваленные деревья. О приблизительном возрасте объекта можно судить по тому, что на склоне кратера растет 200-летняя лиственница, а у основания – дерево возрастом 423 года. Хотя никаких метеоритных осколков найдено не было, ученые уверены, что они всё-таки есть. "Вероятно, метеорит лежит и ждет исследователей на большой глубине (не менее 200 метров) от поверхности: там он и взорвался. И этот взрыв не вынес всю породу, а лишь вспучил земную поверхность", - писал в 1968 году на страницах журнала «Знание – сила» кандидат геолого-минералогических наук Александр Портнов.

Впрочем, сейчас более авторитетными считаются другие версии, которые связывают Патомский кратер с глубинной геологической активностью (например, магматической или гидрологической). Аргументы в пользу этого были собраны геологами в ходе нескольких экспедиций 2000-х годов. Согласно данным теориям, в чем-то сходным между собой, конус образовывался постепенно, появившись около 500 лет назад. Горная порода выдавливалась выбросами газов. Отдельные этапы становления кратера нашли отражение в кольцевом рисунке растущих вокруг деревьев. Не исключено, что в будущем здесь появится полноценный вулкан.[С-BLOCK]

В настоящее время местные жители не рискуют появляться вблизи «Гнезда огненного орла», как они называют конус. Слухи о том, что место проклято, появились в 2005 году, когда Евгений Воробьев, глава экспедиции из семи человек, изучавшей кратер, внезапно скончался от сердечного приступа, не дойдя до цели шести километров. Поблизости от кратера в тайге не водятся крупные животные. В 2011 году правительство Иркутской области заявляло о намерении создать в данном районе природный парк регионального значения и развивать здесь туризм, однако о дальнейшей судьбе этой инициативы информации нет.