Войти в почту

Нужен ли Екатеринбургу музей научно-технического величия?

Екатеринбург готовится к 300-летнему юбилею. В рамках подготовки в мэрию посыпались "размашистые" проекты, в том числе по популяризации "брендовых" персон, прославивших столицу Урала. И выясняется, что целый пласт имен и событий, случившихся в Екатеринбурге в ХХ веке, в массовом сознании россиян отражается слабо. О перспективе "исторического перелома" корреспондент "Уралинформбюро" побеседовал с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института истории и археологии УрО РАН Константином Бугровым.

Нужен ли Екатеринбургу музей научно-технического величия?
© Уралинформбюро

- Константин Дмитриевич, какие исторические "бренды" Екатеринбурга, на ваш взгляд, имеют хорошие шансы стать общенациональным культурным достоянием? Мне навскидку приходят в голову Березовский золотой рудник (первый в истории России), Палкино (уникальный археологический памятник), Шигирский идол (древнейшая в мире деревянная скульптура), архитектура конструктивизма…

- Шигирский идол – прекрасная тема, изумительная. Это сокровище мирового уровня, но все же не такого, как древняя Троя или Колизей, или египетские пирамиды. Его археологическая уникальность не подкрепляется сопоставимым потоком текстовых источников, таких, как "Илиада". Шигирский идол мало что рассказывает о Екатеринбурге сегодняшнем, о том континууме, в котором Екатеринбург существует последние 300 лет.

Если мы сейчас посмотрим на города России в категории "товарных брендов", мы увидим, что Москва – деловая и политическая столица, Питер – культурная, Золотое кольцо – наша историческая душа, средневековье, памятник средневековой культуры, Юг России – курортная зона, Сибирь – брутальная нетронутая природа, Байкал. Что остается городам между Волгой и Сибирью? Им остается тема научно-технического величия.

Доктор исторических наук Константин Бугров

В начале 90-х годов на это смотрели по-другому: только-только рухнул Советский Союз, и от индустриальной и научной тематики всех "воротило", казалось, что мы этого добра наелись при советской власти. Как ни откроешь путеводитель по Свердловску, он начинается с завода Уралмаш, который производит дробилку или экскаватор….

Но прошло 30 лет, и оказалось, что дробилка, и экскаватор не такие уж скучные вещи. Это очень сложные механизмы, их очень трудно сделать, хорошая дробилка – это техническое чудо. А индустриальная цивилизация, давшая жизнь Екатеринбургу - богатейший пласт истории. Причем истории не только "внутригородской"!

Возьмем те же шагающие экскаваторы Уралмаша. В мире насчитывается всего несколько крупных фирм, способных производить гигантские экскаваторы или огромные прокатные станы, это штучная редчайшая компетенция, требующая больших интеллектуальных вложений. Уралмаш среди них. Его продукция в 50-60-х годах прошлого века внесла решающий вклад в "деколонизацию" стран третьего мира, перевернула историю стран Азии и Африки! Не будь ее, им пришлось бы заказывать такое оборудование в США, Германии, Англии, Японии, заказывать там специалистов для строительства собственных сталелитейных заводов. А тут к ним из Свердловска и ценнейшее оборудование идет, и специалисты по строительству заводов едут. Для бывших колоний это был огромный шаг к независимости от бывших "хозяев"; многополярный мир, в котором мы живем сегодня – это и вклад наших уралмашевцев.

"Конструкторы Уралмаша Б. Сатовский, Ю. Решетников, В. Якунин". Автор Нина Костина, 1964 год. Фото предоставлено Константином Бугровым

Уральский турбинный завод создали в годы войны эвакуированные из Ленинграда конструкторы, в том числе Дмитрий Бузин. После войны они остались в Свердловске, а Бузин стал руководителем коллектива разработчиков самой мощной на тот момент теплофикационной турбины СССР. Электростанции всей страны работали на турбинах, спроектированных и построенных в нашем городе!

- Какова роль государства и частных инвесторов в популяризации этой истории?

- Частные инвесторы уже участвуют! Яркий пример – музей УГМК в Верхней Пышме, музей изумительный, уникальный, постоянно растущий, ориентированный на людей. Их экспонаты, несмотря на солидный возраст, каждый год участвуют в парадах Победы; боевые машины или ремонтируют, или даже собирают заново, как легендарный пятибашенный танк Т-35. Ни в одном городе страны такого нет.

Экспонаты Музея военной техники УГМК до сих пор на ходу и даже участвуют в Парадах Победы

Вообще история Победы все больше из "военно-политического" праздника превращается в рассказ о технике и производстве, в историю про интеллект. Невозможно производить такую сложную продукцию, как оборонная, заставляя людей 24 часа махать кувалдой. Ни танк, ни самолет так не построишь. Тут нужен ум, интеллектуальный перевес над врагом.

Вспомним химика Исаака Постовского (создателя линии сульфамидных препаратов для лечения инфекционных заболеваний, вызываемых бактериями – например, крупозной пневмонии). В 30-е годы он специализировался на производстве жидкого топлива из угля, это была очень "хлебная" специальность! Но Постовский понимал, что угольная тематика не очень наукоемкая, а вот сульфамидные препараты, которые тогда только-только открыли – тут очень большая перспектива.

Исследования Постовского поначалу игнорировали, потому что в Москве этой темой уже занимался головной институт, и там и слышать не хотели о каком-то "провинциале" с Урала. Кроме того, у Исаака Яковлевича не было экспериментальной базы для производства опытных образцов. Он контактировал с медиками, прежде всего со знаменитым терапевтом Борисом Кушелевским (в годы войны – главный терапевт Уральского военного округа. – Прим. ред.), те начали обкатывать новый препарат, проверять, как на него реагируют больные. К началу 1942 года началось промышленное производство сульфидина, потом из него научились делать "пасту Постовского" для лечения длительно незаживающих ран. Если бы не дальновидность ученого, количество жертв войны было бы гораздо больше, причем не только среди раненых солдат, но и среди "тыловиков", истощенных недоеданием и тяжелой работой.

- Если не ошибаюсь, экспозиция о Постовском должна стать часть интерактивного музея научных и технических достижений Урала, проект которого вы в августе представили на заседании Совета неравнодушных граждан…

- Проект называется "Интеллиград". Мы разработали его вместе с Музеем истории Екатеринбурга. На Урале много интересных музеев при заводах, например, в Верхней Пышме, в Нижнем Тагиле, в Первоуральске, Сатке, строится огромный центр в Магнитогорске. Было бы здорово собрать в Екатеринбурге такой "музейный хаб", знакомящий с историей научно-технической мысли региона от времен "высокого модерна", когда зародилась современная индустрия "пара и электричества", до наших дней.

Беседовал Евгений СУСОРОВ