В мире
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Ученые Беларуси и России готовы вместе продвигать науку на высокий уровень

Темой разговора стали актуальные вопросы развития белорусско-российского научно-технического сотрудничества и подписание дорожной карты сотрудничества на период до 2030 года.

Ученые Беларуси и России готовы вместе продвигать науку на высокий уровень
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Как подчеркнул , общаясь с журналистами, сегодня стороны подтвердили готовность к масштабному углубленному взаимодействию по созданию единого научно-исследовательского пространства Союзного государства. Это предложение обсуждалось на встрече с .

- Этот проект, если он будет поддержан главами двух государств, может стать макропрограммой, рассчитанной на многие годы. Это не менее десяти очень перспективных направлений, где занимает лидирующие позиции не только в Российской Федерации, но и на европейских, западных рынках исследований. И то, что сегодня состоялась столь продолжительная и содержательная встреча с Александром Лукашенко, подчеркивает заинтересованность и глубокое понимание руководством страны масштаба тех исследований, которые проводят ученые двух государств. Это еще понимание и поддержка того, что нужно сделать, чтобы мы стали конкурентоспособными. С выходом на новые рынки той продукции, которая производится на промплощадках и России.

По словам Дмитрия Мезенцева, нынешний визит подчеркивает значимость этой работы:

- Только вместе мы можем стать сильнее. И те уникальные разработки, которые существуют в Курчатовском институте, позволят ученым Беларуси объединить усилия в рамках исследований, в которых мы заинтересованы.

Стороны готовы создать единое научно-исследовательское пространство Союзного государства

Госсекретарь Союзного государства подчеркнул: разговор о взаимодействии Национальной Беларуси и Курчатовского института - это не просто выход на конкретные договоренности и исследовательские локальные программы. Это - подтверждение значимости экономической интеграционной повестки под эгидой Союзного государства. По его словам, это важно, когда сотрудничество в рамках интеграции получает конкретное наполнение.

- Важно, что мы продолжаем говорить о спутниковой союзной группировке, видим готовность Курчатовского института и поддержать открытие филиала как совершенно новую идею.

Возможно, в будущем мы пойдем с Беларусью по пути объединения филиалов наших вузов под единой крышей в одном географическом месте, в , чтобы это был крупный научно-исследовательский и педагогический центр, куда приезжали бы ведущие российские ученые, где преподавали бы белорусские ученые, чтобы это было время получения не только специальных знаний, но и время общения с такими людьми, масштаб личности которых очевиден.

Создавая единое исследовательское пространство, в свою очередь отметил , два государства могут стать лидерами по вовлечению в эту структуру других стран на постсоветском пространстве:

- Этот вопрос мы обсуждаем со многими странами. Например, с . Но Беларусь сегодня впереди. Она первой в новое время построила АЭС. Посмотрите, что произошло с , у которой была Игналинская АЭС. Ее закрыли из-за каких-то фантомных антисоветских болей. Она могла бы стать , продавая в своем регионе электроэнергию. Построенная на белорусской территории станция до конца убила для соседей любые перспективы, поскольку здесь теперь энергоизбыточная часть, и никто ни копейки не даст, чтобы что-то построить. И вы здесь оказались первыми. Если мы сегодня создадим единую исследовательскую инфраструктуру, мы снова будем лидерами на просторах СНГ и в рамках . Более того, пользуясь географическим положением Беларуси, и после закрытия АЭС в ряде европейских стран на перспективу мы сможем предложить Европе, когда она очнется, электро­энергию.

"Дорожная карта" включает более 40 мероприятий в ядерной энергетике, генетических исследованиях, ядерной медицине...

Михаил Ковальчук дал высокую оценку ряду научных сфер Беларуси. Это микро­электроника, материаловедение, математика, биология и генетика, физика и оптика:

- Думаю, белорусские партнеры выглядят очень достойно по целому ряду направлений.

Высоко оценил взаимодействие ученых и Премьер-министр Беларуси . Он отметил, что синергия научного потенциала белорусских и российских ученых способствует движению вперед.

Финальной точкой в работе делегации стало подписание "дорожной карты" сотрудничества, которая включает в себя более 40 мероприятий, в том числе в ядерной энергетике, генетических исследованиях, ядерной медицине, разработке беспилотных летательных аппаратов, в других направлениях...