Войти в почту

«Талантливо написанная история науки привлекает в науку новые силы»

Зачем изучать историю науки, как она может быть полезна для ученых и зачем нужен новый портал о ней — рассказывает Алексей Паевский, научный редактор InScience.News и создатель нескольких научно-популярных порталов о науке. Сегодня, в день рождения Алексея, официально запускается его новый проект — портал «Живая история науки»— Расскажите, пожалуйста, нам про свой новый проект. Как возникла идея его создания? И откуда интерес к истории науки?— На самом деле, я еще лет с шести мечтал стать ученым. Только все время разным — то биологом, то археологом, то историком, то еще кем-то. В итоге на какое-то время стал химиком. Но всегда хотелось заниматься всем сразу. В нулевых годах пришел к научной журналистике. Оказалось, что она дает возможность каждый день заниматься разной наукой. А семь лет назад я познакомился с Анной Хоружей. Решили сделать блог, хоть о чем-нибудь. В итоге выбрали историю медицины. Кроме того, с самого создания портала Indicator.ru мы вели ежедневную рубрику по истории науки. Я был шеф-редактором и одновременно автором большой части текстов.Вдобавок, однажды я понял, что я, научный журналист, плохо знаю историю науки. Тогда я вооружился принципом, которому следую уже очень давно: «если ты чего-то не знаешь, но хочешь знать — нужно об этом написать». И я начал писать биографии лауреатов Нобелевской премии по физике, химии и медицине. Поначалу это был бессистемный набор текстов, они публиковались в блоге Политехнического музея до его (блога) закрытия. Потом я написал десятка полтора текстов по истории биохимии и медицины для портала Биомолекулы. А в январе 2017 года мы открыли рубрику «Как получить Нобелевку» на Indicator.ru. В ней мы с тех пор рассказали уже о половине нобелевских лауреатов. Это около 350 биографий. У меня есть и другие проекты. Например, mendeleev.info о химии и химиках. А также портал «Нейроновости». Там тоже публикуются тексты об истории этих наук. Давно хотелось собрать их воедино в одном месте. Так что создание нового портала, посвященного чисто истории науки — закономерный итог. Была возможность заняться созданием научного журнала, но пришлось бы отказаться от многих своих проектов. — Для кого этот портал?— Во-первых, для всех любопытствующих, любителей научпопа. Во-вторых, для людей, которые занимаются какой-то определенной наукой. Они ведь часто тоже хотят знать историю своей области, но сложно найти информацию. Наш сайт даст такую возможность.— А на какой стадии сейчас Ваш проект?— Уже есть драфт сайта, сделанный полностью своими силами. Конечно, в планах улучшить его, в том числе и функционально. Сегодня проект уже появится в социальных сетях. Наполнять сайт будем старыми текстами с предыдущих моих проектов, но и какие-то новые рубрики появятся. Например, хотелось бы рассказать не только об истории науки, но и об истории техники, а так же создать карту памятников. — И вы все делаете в одиночку?— Когда создаешь любой проект, особенно волонтерский, надо быть готовым к тому, что тащить придется его самому. Поэтому команда — это я. Но мои коллеги, конечно, не остались в стороне. Уже сейчас на сайте есть материалы других авторов. К тому же, мы используем тексты с других моих порталов, например, «Нейроновости», mendeleev.info. И там многие тексты написаны не мной. Конечно, часто не хватает каких-то навыков для развития, я ведь все-таки не веб-дизайнер. — А часто приходится осваивать какие-то новые навыки?— Я уже давно не учился традиционным способом. На курсах, например. Но при этом я учусь каждый день, особенно в этом году. Очень много разбирался с историей Древней Руси, пока был занят в проекте «Российские древности». Также занимался созданием курса по нейронаукам на платформе Neon University. Этим и хороша научная журналистика — ты каждый день учишься чему-то новому. А два года назад я пришел работать заместителем руководителя по коммуникациям в Центр компетенций НТИ по направлению «Технологии создания новых и портативных источников энергии» при институте проблем химической физики РАН. Пришлось разбираться в электрохимии, которую я терпеть не мог еще со студенчества. А тут мне пришлось стать рупором, популяризатором этого всего. Много пришлось читать, спрашивать у коллег. Теперь, на мой взгляд, я достаточно разобрался в теме. Даже выступаю с лекциями по водородной энергетике. — Многие считают, что история науки не имеет никакой практической ценности. Что Вы могли бы ответить на это?— Космология тоже не несет никакой практической ценности. Появилась ли Вселенная при Большом Взрыве или существовала всегда? Нам от этого ни горячо, ни холодно. Возможно, через сотни или тысячи лет мы и извлечем из космологии пользу. А может быть и нет. Вся наука существует потому, что она интересна. Для меня мой личный интерес к истории науки — достаточный аргумент для создания портала о ней. Но все же практическое приложение у истории науки есть. Талантливо написанная, она привлекает в науку новые силы. Истории живых людей вдохновляют нас. Я знаю как минимум двух нобелевских лауреатов, которые пришли в науку, прочитав книгу «Охотники за микробами» Поля де Крюи. Еще пример — Александр Йерсен, живший в XIX веке, прочитал биографию великого Луи Пастера. Она впечатлила его так, что он решил стать микробиологом. И даже пробился в институт Пастера. Йерсен открыл возбудителя чумы, бактерию Yersinia pestis. А потом вообще уехал во Вьетнам, где в одиночку построил систему образования и медицину.— Помогают ли Вам эти знания в работе научным журналистом?— Одно из преимуществ наличия знаний об истории науки — тебе проще общаться с учеными. Если человек видит, что ты знаешь тех людей, на плечах которых он стоит, то вам будет о чем поговорить. И к тебе сразу относятся с немного большим уважением.— А как история науки может быть полезна для ученого?— Довольно часто какая-то старая, забытая, отвергнутая идея, находит применение спустя сотни лет благодаря новым данным. Но есть еще одна важная причина. Ученым надо знать не только историю открытий, но и историю закрытий. Тогда они будут более осторожными, не совершат ошибок прошлого. Никогда не стоит спешить с обобщающими выводами, объявлением открытий. От этого и защищает история.— Алексей, больше года назад вы поднимали тему государственной поддержки популяризации науки в разговоре с президентом. Что-то изменилось за это время?— Шучу о том, что из-за этого моего вопроса приняли закон о популяризации науки и объявили 2021 Годом науки и технологий. На самом деле, нововведения есть, но с ними нужно уметь обращаться. Я, например, не умею пользоваться государственной поддержкой. Чтобы разобраться с этим, нужно время. При этом из-за бумажной работы может пострадать творческая. Может быть, займусь этим в следующем году. Но гранты точно дают, в том числе и на развитие информационных ресурсов. Реинкарнировалось, кстати, общество «Знание». Возможно, они будут заниматься и популяризацией истории науки.— А как у нас в стране вообще с историей науки? И отличается ли наше положение от ситуации на заграницей? — Честно говоря, не особо в курсе. У меня с зарубежными коллегами почти не было контактов. Но за границей точно лучше с музеями по истории науки. У нас они только начинают развиваются. Могу отметить музей истории науки, музей истории медицины. Появляются и частные музеи. Но вот если говорить об изучении истории науки, то здесь похуже — не вижу молодых исследователей. Непонятно, будет ли замена предыдущему поколению. Зато мы сейчас занимаемся созданием книги с биографиями Нобелевских лауреатов, будет 13 томов, ничего подобного в мире еще нет. Первый мы уже подарили музею Нобеля в Стокгольме. — Как удается находить время для все новых проектов?— Во-первых, ученики. Если раньше приходилось новостями, например, заниматься ежедневно, то сейчас моя команда часто делает что-то сама. Плюс я и сам развиваюсь: эффективнее редактирую тексты и пишу их. Важно еще переключаться между проектами и находить удовольствие в других вещах. Для меня это вождение, например. Пока занимался «Российскими древностями» пришлось проезжать тысячи километров за несколько дней. А если мозг совсем вскипает — берусь за гитару. Ну и надо меньше сидеть в Фейсбуке, конечно.— Вы думали насчет других форматов? Видео, выступления, какие-то курсы?— Думал, но на все это нужно время. Видео — когда-нибудь. Я уже читаю много лекций по разным темам, от астрономии и нейронаук до электротранспорта. Во многих я затрагиваю и истории наук. Конечно, я надеюсь, что будет возможность развиваться и в других форматах. И буду рад любым коллабораторам. 

«Талантливо написанная история науки привлекает в науку новые силы»
© InScience