Войти в почту

«Дом был в Казахстане, а огород – в Узбекистане»: два приграничных села-«призрака» получили законный статус

Можно ли решить приграничный конфликт мирным путем? На этой неделе ответ на этот вопрос дали два президента – Казахстана и Узбекистана. Жители двух приграничных сел, статус которых был не определен долгие годы, теперь будут жить совершенно спокойно. Корреспондент «МИР 24» Кирилл Харламов с места событий.

«До вечера сходил в Казахстан, поработал, пришел в Узбекистан отдыхать или в поле пошел в Узбекистан работать, пришел в Казахстан отдыхать», – говорит Файзрахман Якубов.

Так до недавнего времени жил почетный житель села Хиебон Файзрахман Якубов: одной ногой тут, а другой там. Его дом был в Казахстане, а огород – на территории Узбекистана.

«Пришлось перестроить ворота сюда. А то здесь выйдешь, говорят, что нарушение границы. Или сюда выйдешь, а казахстанские пограничники спрашивают: «Почему нарушаешь?», – рассказывает Файзрахман Якубов.

Якубов такой не один. До поры до времени так жил весь поселок, а это 23 дома «как бы посередине». Верхняя часть села – Казахстан, нижняя – Узбекистан.

«Если спрашивали: «Где ваш адрес, где прописаны?», мы иногда говорили «Мой адрес – Советский Союз». Ни там, ни здесь, ни в Казахстане, ни в Узбекистане. Прописаться здесь негде было у нас, без прописки никто не живет. Каждый у своих родственников, кто у сестры, кто у зятя, кто у брата, в городе», – поясняет местный житель.

Граница между республиками протянулась на две с лишним тысячи километров. Ее определили еще в 1963 году. Но после распада Союза и обретения государствами независимости – участок в 200 километров оказался неопределенным. Де-факто село Хиебон Узбекистан передал Казахстану в обмен на другие земли. А де-юре статус так и не закрепили.

Проблему пытались решить Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов. Но получилось только у нынешних президентов – Касым-Жомарт Токаева и Шавката Мирзиеева.

«Мы все препоны, все преграды, которые были на границе, в наших взаимоотношениях было очень много вопросов, все они сняты», – заявил Шавкат Мирзиеев.

«В историческом плане наши народы едины, у нас общая историческая судьба, я уже не говорю о схожести языка, наличии единой религии и культурных ценностей. Это, конечно же, сближает наши народы», – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Без адреса и прописки живут люди и в Багысе. Это поселок-«призрак» на границе двух государств. Его вообще нет на картах.

«В советские годы Багыс относился к Туркестанскому военному округу, который находился в Ташкенте. В 1990-х вернулся в Казахстан, а когда в 2000-х проходила делимитации и демаркация границ Узбекистана и Казахстана – поселок так и не получил документального подтверждения», – сообщил руководитель отдела земельных отношений Сарыагашского района Нуржан Кукеев.

Во времена, когда все это принадлежало военным, здесь выращивали скот для нужд армии. А последние 30 лет местные жители делают это, нарушая государственную границу.

«Нам сказали, что пасти здесь нельзя, потому что земля неизвестно чья, ни у кого нет документов на нее. Как так? Она же рядом с поселком! Мы всегда там пасли, а теперь в соседнем районе пасем», – сетует житель села Багыс Налиш Сыздыков.

Территория спорная, а вот кухня и бытовые проблемы – общие.

«Наша земля нигде не числится, нет техпаспорта и кадастрового номера. Люди не могут взять кредиты под залог недвижимости и начать собственное дело. Нам не могут подключить газ», – говорит житель села Багыс Жетербай Джапасбаев.

Газ теперь проведут. Обещают построить и школу. И уже летом жители Багыса и их соседи из Хиебона – казахи и узбеки, которые не уехали с этих земель, должны получить прописку и документы о собственности на дома и землю. Вот такая дружба на законных основаниях.