Грибы на Марсе? Пять бездоказательных утверждений о существовании инопланетной жизни

Недавние исследования утверждают, что найдены доказательства для грибовидных форм жизни на поверхности Марса. Как оказалось, эти особенности хорошо известны и были обнаружены камерами на борту марсохода NASA Mars Exploration Rover Opportunity вскоре после его приземления в 2004 году.

На самом деле это вовсе не живые организмы, а маленькие сферические кусочки минерала гематита, и их точное происхождение до сих пор обсуждается учеными. Гематит представляет собой соединение железа и кислорода и имеет коммерческое значение на Земле. Сферические породы на Марсе могли образоваться в результате постепенного накопления материала в медленно испаряющейся жидкой водной среде. Они также могли быть произведены вулканической активностью. Так или иначе, это не грибы, хотя территория вокруг места посадки Opportunity усеяна ими – их можно увидеть по всей поверхности, их также нашли погребенными под землей и даже в скалах.

Фото: https://news.myseldon.com/

Ископаемые черви

Эти космические «пришельцы» были не первым примером инопланетной жизни. 7 августа 1996 года тогдашний президент США Билл Клинтон стоял на лужайке у Белого дома и объявил о возможности того, что ученые обнаружили древние окаменелые останки микроорганизмов в метеорите, обнаруженном в Антарктиде в 1984 году.

Метеорит ALH 84001 – один из немногих камней, которые мы получили с Марса. Они были выброшены с поверхности планеты в результате извержений вулканов или ударов метеоритов, дрейфовали в космосе, вероятно, миллионы лет, прежде чем оказались на Земле.

Крошечные структуры, обнаруженные внутри с помощью мощных микроскопов, напоминают микроскопические червеобразные организмы, и, вероятно, им миллиарды лет. Споры об истинном происхождении этих структур продолжаются и сегодня – многие ученые отмечают, что хорошо известные неорганические процессы вполне способны создавать структуры, напоминающие живые организмы. Другими словами, просто потому, что что-то может выглядеть немного похоже на жизнь (грибы или что-то еще), это не значит, что это так.

Загадочные газы

В 1970-х годах роботизированные десантные аппараты НАСА «Викинг» провели серию экспериментов, направленных на проверку марсианской почвы на наличие микроорганизмов. В ходе экспериментов небольшие образцы марсианского грунта химически обрабатывались в реакционных камерах на борту спускаемых аппаратов. В одном из них в образцы почвы добавляли питательные вещества, содержащие радиоактивный углерод-14. Теоретически он должен поглощаться любыми растущими и размножающимися микробами. Затем углерод-14 со временем будет все больше «выдыхаться», показывая устойчивое увеличение концентрации в реакционной камере.

После химического анализа каждый образец почвы постоянно нагревали до сотен градусов, чтобы уничтожить любые микробы и увидеть, прекратились ли какие-либо такие реакции в почве. Интересно, что этот конкретный эксперимент действительно показал устойчивое увеличение содержания углерода-14 с течением времени, которое действительно прекратилось после нагревания до температуры выше точки кипения воды. В качестве объяснения было предложено несколько неорганических химических реакций. Таким образом, эти результаты остаются неубедительными и до сих пор обсуждаются.

Фото: http://galspace.spb.ru/

Совсем недавно в марсианской атмосфере были обнаружены незначительные количества метана. Это также интригует, поскольку известно, что на Земле метан выделяют живые организмы. Еще раз, однако, необходимо подчеркнуть, что это не окончательное доказательство жизни. Метан также может быть произведен несколькими неорганическими процессами, в том числе нагретыми породами.

«Вау!»

В 1977 году американский радиотелескоп Big Ear обнаружил необычный радиосигнал во время сканирования неба. Сигнал длился всего пару минут, был очень мощным и обнаруживался в узком диапазоне частот. Эти факторы затрудняют предвидение естественной причины, поскольку большинство естественных радиоисточников можно обнаружить в широком диапазоне частот.

С тех пор точный сигнал больше не обнаруживался, несмотря на частые радиообследования одной и той же части неба. Сигнал был настолько замечательным в то время, что дежурный астроном Джерри Эман обвел распечатку сигнала красной ручкой и написал: «Вау!» рядом с ним.

На протяжении многих лет предлагались различные объяснения, в том числе недавно то, что сигнал был генерирован проходящей кометой или передачами спутника, находящегося на околоземной орбите. Точное происхождение Wow! сигнал до сих пор полностью не согласован и остается интригующей загадкой.

Звезда Табби

Ключевым инструментом поиска планет является метод затемнения – наблюдение за светом от звезды, чтобы увидеть, периодически ли он испускается или регулярно, когда перед ней проходит орбитальная планета. В 2015 году профессиональные астрономы, работающие с гражданскими учеными из проекта Planet Hunters, объявили об открытии близлежащей звезды, которая показывает необычно сильное и постоянное затемнение с течением времени.

Фото: https://awarenessact.com/

Звезда Табби названа в честь астронома Табиты Бояджян, которая была ведущим автором статьи, объявляющей об открытии. Данные космического телескопа Кеплера показали не только регулярное затемнение, как можно было бы ожидать от планетной орбиты, но и очень нерегулярные падения света и, что интересно, последовательное уменьшение светового потока в течение нескольких лет.

Это в высшей степени необычное поведение породило множество теорий, объясняющих наблюдения, в том числе кометную пыль или обломки от мощного удара, постепенно распространяющиеся, чтобы покрыть поверхность звезды. Некоторые также предположили, что это были признаки развитого инопланетного вида, строящего структуру вокруг звезды. Но дальнейшие наблюдения не нашли подтверждающих доказательств этой возможности. Например, радиотелескопы не смогли обнаружить никаких необычных радиоизлучений звезды. Сегодня ученые, стоящие за открытием, считают, что необычные провалы в освещении вызваны облаками космической пыли, проходящими по лицевой стороне звезды.

Какими бы захватывающими они ни были, важно относиться к заявлениям об инопланетной жизни со здоровой долей скептицизма, и это действительно то, что ученые делают. Никаких убедительных доказательств существования внеземной жизни не найдено… пока.