Главархив рассказал, как купец Христофор Леденцов создал фонд в поддержку науки

21 апреля 2017 года Генеральной Ассамблей ООН была принята резолюция, провозгласившая Всемирный день творчества и инновационной деятельности. Никак нельзя отрицать влияние новых идей и технологий, которые позволяют совершенствовать жизнь вокруг. В Главархиве Москвы хранится фонд «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Х.С. Леденцова», материалы которого знакомят с тем, как поддерживали и развивали отечественную науку в начале ХХ века.

Купец первой гильдии Христофор Леденцов вложил весь свой капитал в создание общества, которое оказывало помощь талантливым ученым с их новаторскими идеями и опытными исследованиями, нацеленными на производство. «Весь доход с жертвуемого мною неприкосновенного капитала… распространяется на всех лиц, независимо от их пола, звания, учёной степени и национальности, и выражается преимущественно в пособиях тем открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы принести возможно большую пользу для большинства населения…», – писал в своём духовном завещании купец.

Христофор Леденцов создал «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Х.С. Леденцова» с участием Императорского Московского университета и Императорского Московского технического училища. Общество просуществовало 9 лет, с 1909 по 1918 год. У общества был девиз: «Наука, труд, любовь, довольство». Основные же цели организации, прописанные в уставе, звучали так: содействие научным открытиям и исследованиям в области естествознания; содействие изобретениям и усовершенствованиям в сфере техники; испытание на практике и проведение в жизнь научных и технических изобретений и усовершенствований.

Участниками общества были именитые учёные того времени: биолог Александр Тихомиров, физик Николай Умов, географ Дмитрий Анучин, металловед Анатолий Бочвар, естествоиспытатель Владимир Вернадский, биофизик Петр Лазарев, математик Сергей Чаплыгин и многие другие. В ряду почетных участников стояли основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский, биолог Илья Мечников, исследователь Климент Тимирязев.

Общество финансировало разнообразные проекты, среди которых, например, были труды изобретателя в области аэродинамики и теории воздухоплавания Константина Циолковского. Благодаря работе общества были изданы труды Дмитрия Менделеева и построены лаборатории, обеспеченные новейшим по тем временам оборудованием, в том числе и физическая лаборатория Петра Лебедева, ставшая впоследствии знаменитым Физическим институтом имени П.Н. Лебедева РАН.

В годы Первой мировой войны общество Христофора Леденцова финансово помогало проведению опытов по получению новокаина в Московском сельскохозяйственном институте. Эти исследования проходили в 1916-1917 годах под руководством Николая Демьянова, создателя крупной школы химиков-органиков в России. Кроме того, обществом выделялись средства на создание рентгеновских установок, благодаря которым были спасены жизни многим раненым. Проводились и изыскания для лечения тяжелых ран в Институте патологической анатомии Московского университета.

Христофор Леденцов хорошо понимал, как важен научный прогресс. Он считал, что содействие и помощь ученым должна оказываться тогда, когда изобретатель работает над осуществлением идеи, а не после премий или медалей.