Космическая гонка: как человечество покоряло околоземную орбиту

Мировые державы видят будущее за освоением Солнечной ситемы. Китайский зонд исследует Луну, NASA отправило на Марс первый сделанный человеком летательный аппарат. Готовит новые экспедиции в космос и Россия. Многие из этих проектов объединяют людей из разных стран. Как начинались исследования космоса, узнавал корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Космическая гонка: как человечество покоряло околоземную орбиту
©  NASA

Сигнал первого спутника Земли в радиоприемниках жителей планеты звучал как салют в честь победы Советского Союза в освоении космоса. Дальше – первый человек в космосе. Триумф СССР. Юрий Гагарин – лицо страны, самый узнаваемый человек на Земле.

В Советском Союзе, как и в США понимали, что будущее за длительными полетами, а для этого нужно собирать на орбите лаборатории. Первая попытка стыковки была за американцами: их корабль «Джемини-8» причалил к ступени ракеты, запущенной ранее. Советские инженеры решили стыковать сразу пилотируемые корабли. Ими должны были стать «Союз-1» и «Союз-2». Но из-за неполадок, первый сошел с орбиты. Парашют отказал, погиб командир Владимир Комаров. Это было в 1967-м. Через два года стыковка советских кораблей всё-таки произошла. Одним управлял Владимир Шаталов. Ворым Борис Волынов.

«Подошли друг к другу вручную, настолько понимали друг друга с Шаталовым, что нам на экзамене перекусили провод связи, мы не могли связаться. Но мы для этого придумали моргание огнями, теми, которые все время светятся. Мы могли моргать, несколько команд, просьб, понимали это», – поделился дважды герой СССР, космонавт Борис Волынов.

В начале все шло по программе: после стыковки двое бортинженеров: Алексей Елисеев и Евгений Хрунов, облачились в скафандры и через открытый космос перешли в другой корабль. Сделав три витка вокруг Земли, «Союз-4» и «Союз-5» расстыковались. И тут начались неполадки: у корабля Волынова не отстрелился агрегатный отсек, из-за этого он вошел в атмосферу самой незащищенной частью – входным люком.

«Жаропрочная сталь закипела, когда я открыл на Земле уже, такая шапка из жаропрочной стали накипела. Чуть-чуть и мы бы с вами уже не разговаривали», – добавил Борис Волынов.

Корабль приземлился с огромными перегрузками, буквально ударился о поверхность Земли. В результате такого падения космонавт получил перелом корней зубов. Впрочем, в следующих стыковках ошибки были учтены. А вот эта соединила и страны, и сердца людей.

«Союз» и «Апполон» положили начало созданию международной космической станции. И с них началось сотрудничество в космосе двух держав, к которым позже присоединились другие страны. Сейчас космическая гонка другая – чьи корабли новее, чьи станции летают дальше. Даже после высадки человека на Луну, интерес к спутнику Земли не пропал. Две страны снова готовы отправить туда экипажи, но для начала исследуют ее аппаратами. Российская станция «Луна-25» должна стартовать в октябре.