Шесть «космических» вопросов, ответы на которые можно разглядеть на улицах Калининграда

12 апреля — 60 лет с момента первого в истории человечества полёта в космос. Участник объединения "Народный экскурсовод" Людмила Ефремова рассказывает про звёздные адреса Калининграда, который умеет быть с космосом "на ты". Согласитесь, не каждый город отправил на орбиту четырёх космонавтов и может похвастаться такой концентрацией "космических" улиц. Попробуем прогуляться по одному из таких звёздных маршрутов и найти ответы на очень интересные вопросы.

Шесть «космических» вопросов, ответы на которые можно разглядеть на улицах Калининграда
© Клопс.Ru

1. Улица Коперника: что делал астроном в нашем городе?

Выдающийся астроном, доказавший, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот — Николай Коперник бывал в нашем городе ровно 480 лет назад по просьбе герцога Альбрехта. Правда, пригласили его не как астронома — посчитать звёзды, а как известного врача для лечения советника, Георга фон Кунхайма. 8 апреля 1541 года Коперник приехал в Кёнигсберг из польского Фромборка, находился при больном почти месяц — до 3 мая и, судя по всему, помог своему пациенту: после этого визита советник прожил более двух лет.

Через два года после посещения Кёнигсберга, в 1543-м, выйдет книга Николая Коперника "О вращении небесных сфер", которую астроном успеет лишь взять в руки. А через триста с лишним лет, в 1877-м, в память о выдающемся астрономе назовут одну из улиц в самом центре города —Коперникус штрассе. Сейчас на её месте — затерявшиеся неприметные гаражи около спуска на Московский проспект в районе улицы Больничной. Но топонимическая преемственность налицо — улица Коперника есть на карте современного города совсем рядом, на пригорке, параллельно Московскому проспекту и рядом с Житомирской. В 50-е годы она называлась Верхний Вал. Здесь невозможно заблудиться — несколько домиков отреставрированы совсем недавно, а навигатором с недавних пор стала носящая имя Коперника гостиница.

2. Остров Канта: где здесь увидеть и солнце, и луну?

Второй звёздный адрес — остров Канта и Кафедральный собор. Не удивляйтесь: на стрелках часов южной башни собора, установленных в XVII веке, тоже космос. На конце часовой стрелки — Солнце, на минутной — Луна. Диаметр циферблата — почти четыре метра, и звёздные символы видны издалека. Кстати, до конца XVIII века такой же циферблат находился на башне Королевского замка и ещё на нескольких кирхах города. А сейчас оригинальные части стрелок можно увидеть в музее имени Канта в Кафедральном соборе.

Наш великий земляк имеет самое непосредственное отношение к космосу. Иммануил Кант преподавал в Кёнигсбергском университете, Альбертине, 13 предметов и среди них — астрономию. В первый, докритический период творчества, его увлекает не философия, а естественные науки, космология и астрономия. 31-летний Кант в трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год) сформулировал и обосновал гипотезу о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Трактат был очень высоко оценен и философами, и учёными.

"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — звёздное небо надо мной и моральный закон во мне", — самая популярная цитата Канта. Возможно, эти слова философа вдохновили архитектора Фридриха Ларса — автора мемориала известного как могила Канта. Ларс изобразил на потолке звёздное небо.

3. Улица Галицкого: чем король Пруссии удивил Наполеона и при чём тут звездочёты?

Через шесть лет после смерти Канта, в 1810 году, в Кёнигсберг приехал астроном Фридрих Вильгельм Бессель. На улице Галицкого о былой славе и сделанных здесь великих открытиях напоминают лишь холм на месте Кёнигсбергской обсерватории и памятный знак Бесселю. Это место на холме Буттерберг, самой высокой северо-западной части старого городского вала, астроном выбрал лично.

До 1811 года в Кёнигсберге не существовало астрономической школы. Несмотря на потрясения, связанные с наполеоновскими войнами, король Пруссии Фридрих Вильгельм III принял программу развития университета Кёнигсберга, предполагающую строительство обсерватории. Величие этого замысла не поймёт даже Наполеон, прибывший в город 12 июня 1812 года.

На следующий день во время прогулки верхом он увидит стройку и очень удивится, что это не военное сооружение, а обсерватория. "Боже мой, — воскликнет Наполеон, —прусский король может думать в нынешнее время о таких вещах!"

Первые наблюдения в Кёнигсбергской обсерватории будут проведены 12 ноября1813 года. А открытия, сделанные здесь, прославят Бесселя и Кёнигсберг на весь мир. Перечислю лишь некоторые .

Бессель был одним из первых астрономов, измеривших параллаксы, а значит, расстояния до звёзд. Вслед за астрономом Василием Струве, "дотянувшимся" до Веги из созвездия Лиры, он измерил расстояние до звезды 61 Лебедя. Она оказалась одной из ближайших к Солнечной системе. Учёный определил положение 75 тысяч звёзд и создал обширные звёздные каталоги. В 1844 году он предсказал наличие у Сириуса малоразличимого спутника — и оказался прав. Бессель был почётным членом Петербургской академии наук, долгие годы дружбы и сотрудничества связывают его с основателем Пулковской обсерватории Василием Струве. Кстати, первая в мире фотография полного солнечного затмения получена именно в Кёнигсбергской обсерватории в 1851 году — уже после смерти учёного в городе, где он счастливо прожил 36 лет.

Похоронили Фридриха Бесселя рядом с обсерваторией, на профессорском кладбище, от которого сегодня ничего не осталось. Как и от бюста выдающемуся математику и астроному, да и от самой Кёнигсбергской обсерватории, разрушенной в августе 1944 года в результате бомбардировки английской авиацией.

Именем Фридриха Бесселя назвали Лёбенихтскую городскую высшую реальную школу— в её здании сейчас находится калининградский областной музыкальный колледж имени Рахманинова. Памятная плита в честь Бесселя, которую мы видим сегодня на холме, была установлена в 1975 году на месте бронзового бюста.

Вполне объяснимо, что ближайшая к обсерватории улица в XIX веке получила название Штернвартштрассе, сегодня это Звёздная. По соседству — улицы Бесселя и Космическая. Кстати, именно в этом районе ходил в школу будущий 42-й космонавт страны Юрий Романенко, который провёл на орбите 430 дней. Его музей расположен в 23-м лицее.

4. Астрономический бастион: какая удивительная находка хранится в планетарии?

Повернём немного на запад. Ближайший к обсерватории бастион, построенный в 1855-1860 как часть вальных укреплений, получил название "Штернварте", сегодня это Астрономический бастион. Неподалёку, в Железнодорожных воротах, расположился планетарий.

Здесь вам покажут самый большой в области макет Луны, расскажут всю звёздную историю города К. Тут же хранится случайно найденный несколько лет назад неподалёку от Калининграда постамент того самого памятника Фридриху Вильгельму Бесселю. Создатель планетария Константин Гуськов не теряет надежды воссоздать копию утерянного бюста астронома.

5. Набережная Петра Великого: что стало памятником трагически погибшему космонавту?

Совсем недалеко от планетария, на набережной Петра Великого, нас встречает еще одна звёздная достопримечательность, корабль-космонавт. Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" — уникальный экспонат Музея Мирового океана. Одно из 17 судов Морского космического флота Академии наук СССР было ошвартовано у музейного причала в 2001 году.

Герой Советского Союза Виктор Иванович Пацаев жил и учился в Нестерове. Свой единственный космический полёт он совершил в качестве инженера-исследователя корабля "Союз-11" в 1971 году. И стал первым в мире астрономом, работавшим за пределами земной атмосферы. Экипаж Виктора Пацаева провёл на орбите 23 дня и трагически погиб при спуске аппарата. В память о великом земляке улице Юридической в Калининграде дали имя космонавта.

6. Проспект Мира: какие три имени можно увидеть под орбитой?

Недалеко от пересечения с ул. Леонова находится памятник землякам–космонавтам. Скульптурная композиция из бронзы, гранита и бетона работы Бориса Едунова называется "Покорителям ближней вселенной", она была установлена в 1980 году.

На окружающем космонавта кольце — символе орбиты — цитата Константина Циолковского: "Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Чуть ниже — барельефы трёх земляков: Алексея Леонова, Виктора Пацаева и Юрия Романенко. Портрета нашего четвёртого знаменитого космонавта, Александра Викторенко, здесь мы не увидим. Памятный бюст ему установлен в Чкаловске, где Викторенко служил в морской авиации. Здесь же находится улица имени космонавта.

Улица Леонова неподалёку когда-то была Большой Почтовой и была переименована сразу после 18 марта 1965 года. Именно в этот день выпускник 21-й калининградской школы первым в мире вышел из космического корабля в межзвёздное пространство. Спустя десять лет, в 1975-м, Алексей Леонов стал участником советско-американской космической экспедиции "Союз" — "Аполлон".

Сегодня дом, в котором жил брат космонавта, украшает портрет Алексея Леонова, автор граффити — художник Глеб Михайлов.