Полеты в космос и плавание уменьшают сердце

<p> Ученые из University of Texas Southwestern в своей статье, опубликованной в журнале Circulation, сообщают что длительное пребывание человека в космосе и заплывы на экстремально дальние дистанции приводят к уменьшению массы сердечной мышцы. </p> <p> В статье сравнивались данные наблюдений за американским астронавтом Марком Келли, который провел в космосе 340 дней подряд, и результаты заплывы пловца-экстремала Бенуа Лекомта, совершившего заплыв продолжительностью в 159 дней. </p> <p> Из-за отсутствия действия гравитации, а значит и необходимости качать кровь вверх, против силы земного притяжения, и у Келли, и у Лекомта произошло уменьшение массы сердца, а точнее — его левого желудочка. </p> <p> У космонавта этот процесс шел со скоростью 0,74 г в неделю, несмотря на регулярные 2-часовые занятия на велотренажере, на беговой дорожке и на силовые тренировки 6 дней в неделю. Тенденция к уменьшению массы сердца в космосе была подтверждена также наблюдениями за 13 астронавтами, которые находились на борту Международной космической станции на протяжении полугода. Интересно, чем более физически был подготовлен космонавт на Земле, тем больше теряло его сердце в период пребывания в космосе. И наоборот: наименее подготовленные астронавты даже набирали массу сердца, хоть и незначительно. </p> <p> Эффект снижения гравитационной нагрузки приводит к уменьшению левого желудочка сердца и у пловцов на экстремально длинные дистанции. Так, у Бенуа Лекомта во время его плавания через Тихий океан сердце уменьшалось на 0,72 г в неделю, хотя он посвящал упражнениям не менее 6 часов в день. Всего его заплыв занял 159 дней, за это время он проплыл более 1750 миль (более 2800 км). </p> <p> По мнению ученого, длительные низкоинтенсивные упражнения не помогают противостоять влиянию невесомости на сердечно-сосудистую систему. В то же время функция сердечной мышцы остается в пределах нормы. </p>

Полеты в космос и плавание уменьшают сердце