Ученые назвали причину тяжелого течения COVID-19

Исследователи МГУ разработали новый метод детектирования антительного ответа на вирусные белки, и совместно с немецкими коллегами изучил причину тяжелого течения COVID-19. Результаты работы предлагают новый путь лечения тяжелой формы новой коронавирусной инфекции. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Ученые назвали причину тяжелого течения COVID-19

Сотрудник кафедры иммунологии биологического факультета МГУ Андрей Круглов в начале пандемии разработал новый метод детектирования антительного ответа на вирусные белки. С его помощью, совместно с немецкими коллегами, он изучил причину тяжелого течения болезни, возникающей при заражении новой коронавирусной инфекцией. Оказалось, что у тяжелых пациентов COVID-19 происходит переключение антительного ответа, и на поздних стадиях заболевания начинает продуцироваться иммуноглобулин А (IgA2), который не специфичен к вирусу. Это связано с тем, что при тяжелом течении заболевания происходит большое выделение суппрессорной молекулы, цитокина, TGF-b1.

Ранее основной причиной тяжелого течения болезни считался цитокиновый шторм. Это ситуация, когда вырабатывается слишком большое количество провоспалительных пептидных молекул — цитокинов. Они играют роль стимуляторов иммунных реакций для устранения инфекционных патогенов, что ведет к излишне бурной активации воспаления и иммуннопатологии. Применение блокаторов такого избыточного воспаления помогает лишь некоторым людям при тяжелом COVID-19.

«Значимость данной работы состоит в том, что тяжелое течение COVID-19 связано не с цитокиновым штормом, как считалось ранее, а с индукцией более сложного паттерна цитокинов, в том числе обладающих иммуносупрессивной активностью, которые подавляют специфическую защиту организма против вируса. Тем самым, наше исследование предлагает новый путь лечения тяжелой формы COVID-19 посредством блокировки TGFb1», — рассказал Андрей Круглов.