Войти в почту

Четвертая идеология – «Своё». Взгляд обывателя

Вероятно, что это длится еще с тех пор, как мы можем проследить собственную историю в знаках и символах, т.е. с момента какой-либо письменности и изображений.

Пожалуй «моё» — самая древняя и, что удивительно, как и сейчас многими считается, наиболее прогрессивная, в пику приверженцам идеи «наше». Что это? Это любая идеология, выстроенная на базе эго. Диапазон широк, от вождей первобытных племён, до царей при абсолютной монархии и, даже, либерализма.

В основе этой идеологии, лежит частная собственность в её первозданном виде, то есть безраздельная. Так, она эволюционировала от собственности вождя на все ресурсы племени, к монархии с разделением функции управления одними сословиями над другими и доэволюционировалась до распределения этих функций на выборной основе. Чем она хороша, так это тем, что является естественным животной природе инстинктов человека продолжением и строится на базе эго-центризма – есть «я» и есть «моё». Её обратная сторона в том, что одно «я» всё время пытается прижать другие «я». Назвать естественной её можно, но вот прогрессивной, едва ли, так как она служит частным интересам, а не общим. Безусловно, создаются в процессе группы по этим самым личным интересам, благополучно разваливаясь по достижению целей, так как, каких либо долгосрочных на перспективу, ради которых стоит поступиться своим частным ради общего, нет. Очень показателен пример Николы Теслы работавшего над беспроводной передачей электричества и Морганом, которому так или иначе, принадлежали медные рудники. Тесла добился определённых результатов уже тогда, например, сделав таким образом освещение Парижской выставки, то есть вот она, перспективная технология, удовлетворяющая интересы большинства, но тогда прибыль от медных рудников могла значительно упасть. В итоге, только недавно Nokia сделала телефон с беспроводной зарядкой, в какой-то степени повторив, но, даже близко не подойдя к результатам Теслы сто лет назад!

Таким образом, берём некую страну, предположим, что она имеет либерально-демократическое устройство, как, скажем в США, частную собственность, не право на неё, обложенное налогами, а реальную, как в Монако, Лихтенштейне и ряде других государств. И мы увидим, как частные интересы будут тормозить развитие этой страны, причём не только в социальной, но и в научной сфере и не будут в полной мере способствовать раскрытию потенциала каждого отдельного гражданина. Да, развитие, есть, но оно идёт медленно, развиваясь от кризиса к кризису и, постоянно наращивая критическую массу каждого нового, рискуя однажды столкнуться с коллапсом и деградацией, собственно в выборном процессе, она уже на лицо. В результате, её может ожидать качественный переход в иные идеологии, например, такую как «Их».

«Их» это идеология основана в своём начальном этапе на идее превосходства одних над другими, попытка выстроить общество по некоему шаблону. Плюс этой идеи, при наличии «моё», стремление к общей цели, как следствие ускоренное развитие, но чаще не столько за счёт своего потенциала, а за счет других, неких «их», народов отличных от носителя этой идеи. Минусы, «прекрасно» продемонстрировала Гитлеровская Германия. Но представим, что было бы, если бы третий рейх победил? Страна бы какое-то время бурно развивалась, ставила перед собой новые цели, задачи. Однако, другие народы в этом, лучшем случае, ждало бы рабство с вероятным последующим истреблением. За неимением общего внешнего врага, такое общество будет вынуждено обратиться внутрь себя и в конечном итоге его ждёт возврат к идеологии «моё» и вряд ли в каком-то более свежем ёё виде или перерождение в идеологию «наше» — абсолютного приоритета общественного, над личным.

«Наше» — довольно молодая, хотя и берущая свои истоки из первобытно-общинного строя идеология, естественная скорее для насекомых, к примеру, пчёл, чем для млекопитающих, особенно высших приматов с осознанием своего «Я» т.е. людей. Проследить её эволюционный путь, к сожалению, а может быть к счастью, пока не представляется возможным, хотя отчасти, Китай продолжает идти по этому пути и мне очень интересно куда придет. Т.к. очень много у него перекликается с четвёртой, только пытающейся появится идеологией «Своё», но о ней попозже, однако, пока «Наше» превалирует, хотя уже и допускает «моё», при этом в уровне развития гражданского общества пока всё еще в зачаточном состоянии. Но, это, пожалуй, единственное столь крупное государство мира, способное прийти к понимаю четвёртой идеологии в потрясающем масштабе и стать флагманом для остальных. Весь вопрос, как они будут решать проблемы и задачи, которые неизбежно возникнут на их пути, пока, я бы сказал, что их колбасит из стороны в сторону.

«Своё» — это комбинированная идеология основанная на балансе между «Наше» и «Моё», некая попытка отыскать золотую середину между эгоистичным «я» и лицемерным «общее», которое на поверку – ничьё. Только пытающаяся сформироваться посредством развития в том числе информационных технологий, из вышеупомянутых идей. Она предусматривает и совмещает общественное производство с частным и личные интересы с общественными. Конкретный пример — так называемые «Народные предприятия» у нас в стране.

Идея «своё» витает в воздухе, она чётко не сформулирована, но уже обозначилась, например, в Финляндии, да всё тот же Китай, разрешив частную собственность начал движение по пути к этой идее.

Однако, нет ни одной партии, которая бы ставила её своей основой, мне такие во всяком случае неизвестны.

В политическом и общественном аспекте, эта идеология придерживается либеральных ценностей, в экономическом признаёт частное производство наравне с общественным – артельным, где все работающие заинтересованы в результате своего труда не только, и не столько оплатой за него, сколько, к примеру, долей в предприятии. Именно модель народного предприятия и является моделью «своё» в экономике. Ведь, скажем, завод, на котором все трудящиеся – его акционеры, уже не назовёшь «наше», поскольку все трудящиеся там, его собственники, но и «мое» здесь не одно личное.

Как можем видеть, Россия также пытается сформировать новую идеологию, как всегда где-то снизу, при продолжающих не устраивать своей откровенно паразитической политикой верхах, не заинтересованных в развитии того, что способно дать гораздо больше, но в более долгосрочной перспективе, вместо «с драной овцы хоть шерсти клок, но прямо сейчас». И при такой политике, возникает вопрос, прорастут ли ростки идеи на нашей высосанной почве? Когда в уже откровенно смешных попытках сохранить видимость демократического общества с либеральным законодательством, мы имеем по факту диктатуру олигархата и политических элит, рулящих этим самым законом в своих интересах, уже просто потерявшим признаки либерального и демократического. При однопартийной, по факту, системе с неоднозначным отношением к выборам, так как и голоса считает не некто независимый, а всё та же власть и её не вызывающая доверия ЦИК.

Тем не менее, пытаясь сделать своё управление более эффективным, сама не желая того, Российская власть, преследуя конечно иные узкие цели, создаёт инструменты, которые могут быть использованы четвёртой идеологией в политическом поле, это и портал Госуслуги и общественное голосование (общественная инициатива). Закладывающие способы для общественного управления государством, выработки демократическим путём общих интересов и их приоритетов. Может быть, мы и придём, когда-нибудь, к более справедливому и эффективному обществу. Без рудиментов национализма, мистицизма, с реально отвечающими интересам большинства законами, принятыми не артистами, спортсменами и случайно попавшими в Думу на волне общего недовольства людьми, а написанными профессиональными юристами и утверждёнными большинством граждан страны общим голосованием. Не через тех, кто непонятно чьи интересы представляет, но точно не основной массы граждан.

Жаль, что точно не при нынешней власти и едва ли при нашей жизни мы увидим даже начало пути в эту сторону, уважаемые современники, к этому самому пониманию четвертой идеологии — «своё».