Кошачья мята заставит комаров понервничать жарким летом

Биологи выяснили, что кошачья мята отпугивает комаров и других насекомых благодаря тому, что присутствующие в ней летучие вещества могут соединяться с рецепторами боли в теле насекомых, пишет ТАСС со ссылкой на статью в журнале Current Biology.

Кошачья мята заставит комаров понервничать жарким летом
© АГРОXXI

Летучие вещества нужны растениям для общения как друг с другом, так и с окружающим миром. К примеру, часть из них служит сигналом тревоги, распознавая который растения вырабатывают токсины, а другие привлекают внимание опылителей и симбионтов.

У некоторых таких веществ есть свойства, бесполезные для растений, но важные для людей и животных. К примеру, в иголках пихты, листьях полыни и некоторых других пахучих растений есть летучие вещества с противораковыми свойствами.

Еще одно растение c такими интересными летучими веществами – кошачья мята (Nepeta mussinii). Например, кошки поедают ее и валяются в ней, чтобы покрыть себя веществами, которые отпугивают комаров и других кровососущих насекомых. Доцент Лундского университета (Швеция) Маркус Стенсмир и его коллеги заинтересовались, как именно кошачья мята действует на насекомых.

В ходе экспериментов ученые следили, как это растение влияет на разные виды членистоногих – например, скорпионов, о действии на которых писал еще древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший, или распространенных лабораторных насекомых – мушек-дрозофил.

Оказалось, что летучее вещество из кошачьей мяты, непеталактон, отпугивал мушек, муравьев, комаров и многих других насекомых, но не скорпионов.

Сопоставив структуру ДНК насекомых, ученые выделили набор общих для них генов и попытались найти те нервные клетки, которые отвечали за реакцию на кошачью мяту. Исследователи пришли к выводу, что непеталактон действовал не на обонятельные нейроны насекомых, как предполагали многие биологи, а на те нервы, которые были покрыты рецепторами TRPA1.​

Эти рецепторы отвечают за распознавание холода и других источников опасности, которые у человека и большинства многоклеточных обычно вызывают боль или жжение. Обнаружив потенциальную связь между TRPA1 и непеталактоном, ученые проверили, что произойдет, если заблокировать работу этого рецептора в клетках комаров и мушек.

После подобной процедуры и те, и другие насекомые перестали бояться кошачьей мяты и спокойно садились на ее листья или другие поверхности, покрытые раствором непеталактона. Интересно, что это вещество не могло соединяться с человеческой или кошачьей формой рецептора TRPA1. Это объясняет, почему кошачья мята действует таким образом только на насекомых.

Ученые надеются, что результаты их работы позволят создать новые репелленты на основе веществ с похожей структурой.

(Источник: nauka.tass.ru).