Марсианские бури оказались способны вырабатывать электричество

Сезонные пылевые бури на Марсе могут аккумулировать электрические разряды, доказали геологи из университета Орегона в результате

Марсианские бури оказались способны вырабатывать электричество

масштабного исследования

. Художественную концепцию этого явления уже представили в NASA, говорится в материале научного журнала Live Science.

Пятьдесят лет назад ученые уже пытались смоделировать инопланетные бури на Земле, взбалтывая вулканический пепел в небольших контейнерах с таким же низким давлением, как на Марсе. Эти частицы пепла имели состав, похожий на пыль с Красной планеты. Иногда они действительно искрили, и ученые предполагали, что на Марсе может быть статическое электричество.

Тогда в исследовании не принимался во внимание тот факт, что вулканический пепел мог электризоваться при контакте со стенками контейнера. Поэтому результаты эксперимента нельзя считать на 100% достоверными.

Специалисты из университета Оригона приняли это обстоятельство во внимание и сделали так, чтобы вулканический пепел во время имитированной бури не прикасался к оболочке контейнера. Команда обнаружила, что сталкивающиеся частицы действительно создают небольшие искры, даже когда пылинки не вступают в контакт с емкостью. Это значит, что искры могут возникать и на Марсе.

Эти искры будут слишком маленькими, чтобы представлять угрозу для марсоходов или будущих колонистов планеты. Но сам факт наличия электростатических сил важен для исследования марсианской атмосферы и потенциала развития жизни.

«Небольшие искры могут катализировать производство химических веществ, которые, в свою очередь, важны для формирования органических материалов»,

– пояснил ведущий автор научной работы, геолог Джошуа Мендес Харпер.

Электричество может возникать в результате трения сталкивающихся частиц или поверхностей. Так, можно заметить искры, потерев носки о ковер, а затем прикоснувшись к металлической дверной ручке. Похожий эффект, но в гораздо большем масштабе, происходит на Марсе – сильные порывы ветра поднимают огромные объемы пыли.

Вопрос о том, способны ли сталкивающиеся частицы вызывать электричество, обсуждается последние 50 лет. Марс имеет гораздо более низкое атмосферное давление, чем Земля, поэтому образование мощных зарядов в его атмосфере считается маловероятным. Из-за низкого давления марсианские бури не будут сверкать молниями. Но они могут быть наполнены бесчисленным количеством маленьких искр и производить свечение, подобное «огням Святого Эльма» на Земле.

Лето 2020 года, как и зима 2021-го, в историю

мировой космонавтики

войдет как марсианское. В июле свой первый марсианский зонд Hope запустили Объединенные Арабские Эмираты.

Потом на Красную планету сел марсоход Perseverance – самый большой и тяжелый «марсианец» среди аппаратов NASA. С разницей в считаные дни свой аппарат на Марс отправил Китай. Так что на одной из самых притягательных для человечества планет скоро будет и жарко, и тесно.

Фото: pixabay.com