Войти в почту

Историк опроверг мнение Познера о том, что князь Владимир выбрал не ту веру

Владимир Познер в программе «Церковь. Критика» на YouTube высказал предположение, что князь Владимир возможно неверно выбрал религию для Руси и из всех ответвлений христианства ему следовало выбрать католицизм. Он объяснил это тем, что в странах, где изначально исповедуют католицизм и протестантизм, люди живут значительно лучше, чем там, где исповедуют православие.

Историк опроверг мнение Познера о том, что князь Владимир выбрал не ту веру
© Слово и Дело

По мнению журналиста, именно этот выбор стал причиной многих проблем в стране. Он также считает, что у князя Владимира, в отличие от остальных правителей, был выбор, и он принял неправильное решение. Однако, по словам историка Евгения Гурьева, в тот период времени принятие православия на Руси было единственно верным решением.

«Во-первых, выбор веры князем Владимиром был именно политическим актом, любое религиозное действие со стороны власти имело определенные политические цели. И выбор пал на монотеистическую веру взамен существовавшему язычеству, так как нужно было обеспечить единство только возникшего государства и укрепить авторитет великокняжеской власти».

Один Бог — один вождь, бонусом идет формула апостолов Петра и Павла: «нет власти не от Бога». Поэтому выбор в пользу монотеизма очевиден. Очевидным, по мнению историка, был выбор князя Владимира между католицизмом, иудаизмом и православием в пользу последнего.

«Ни одного крупного мусульманского государства вблизи Руси не было, иудаизм тем более был религией хазарского каганата, который Русью был разгромлен — престижа бы этого не добавило», — рассуждает Евгений Гурьев. — «Выбора между католицизмом и православием вовсе не было, так как этот раскол на христианские ветви в X веке еще не был «юридически» оформлен».

Официальный раскол произошел только в 1059 году, лишь тогда можно было говорить об отдельных направлениях христианской религии. Хотя по своим догматам, конечно, расхождение на ветви началось еще в VIII веке. У Руси были католические соседи, но опять же с этими государствами отношения были напряженные.

Князь Владимир выбирал наиболее сильное на тот момент государство, на поддержку которого он рассчитывал — Византию. Если же говорить о разделении власти между правителем и церковью, православие снова выигрывало над католицизмом.

«В католической церкви господствует принцип верховенства духовной власти, власти Папы Римского, над светской — короля, императора и тем более великого князя», — объясняет Евгений Гурьев. — «Поэтому для князя Владимира было целесообразнее отдать предпочтение православию».

В протестантских и католических странах люди живут лучше?

По мнению историка, католичество никак не связано с более высоким уровнем жизни, в отличие от протестантизма. Протестантская этика именно в тех странах, где эта религия победила, действительно стала мощным фундаментом для развития капитализма и буржуазного общества. В основе протестантской этике лежит принцип, что обогащение и личный успех — это вещи, угодные Богу, что одинаково осуждается и в православной, и в католической церкви.

«При этом зарождение капитализма началось в католической Италии, а великие географические открытия и колониальная эпоха — в католических Испании и Португалии», — уточняет Евгений Гурьев. — «Однако уровень жизни в XVI веке здесь по-прежнему оставался ниже, чем в протестантских странах».

По мнению историка, усматривать причины в том, что православные государства живут хуже католических, нужно не в религиозной традиции, а через призму конкретных политических условий, в которых они развивались, в рамках конкретного исторического процесса.

«Любое так называемое отставание вызвано, в первую очередь, не религией, а государственным устройством, историческими обстоятельствами. Ну не пережила, например, Западная Европа монголо-татарского нашествия. Не испытала Европа крестовые походы, нашествия арабов, персов, турок, как испытала Византия. Отсюда и разница в историческом развитии».

Во многом высокий уровень жизни в католических и протестантских странах определяется тем, что они были частью мировой колониальной системы, православные же страны ими не владели и подобных источников благосостояния не имели. То есть факторов, которые сыграли свою роль в истории и привели в конечном итоге к нынешнему уровню жизни в разных странах, гораздо больше, и религия в этом случае играет не ведущую роль. Эту роль нужно усматривать не в выборе князя Владимира, а во всем опыте исторического развития государств.

Это интересно: Почему в Европе ненавидели ведьм, а в России они стали фольклорным наследием