Стала известна настоящая причина гибели неандертальцев

Нарушение магнитного поля Земли 42 тысячи лет назад загнало неандертальцев в пещеры и способствовало их вымиранию, считают ученые из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда, а сама работа опубликована в

Стала известна настоящая причина гибели неандертальцев

журнале Science

.

Смещение полюсов Земли – Лашамп – произошло около 41 тысячи лет назад и продлилось почти 800 лет. Это событие повлекло за собой множественные изменения флоры и фауны, в том числе к вымиранию мамонтов. К таким выводам ученые пришли, исследовав образцы агатиса южного. Это дерево сохранилось в осадочных породах возрастом более 40 тысяч лет. Анализируя годовые кольца, исследователи смогли датировать всплеск уровня радиоуглерода в атмосфере. Это явление предшествовало событию Лашамп.

Магнитное поле Земли действует как щит, защищая планету от космического излучения. Если оно ослабевает, космическое излучение способно нанести планете серьезный вред. В период, о котором идет речь, магнитное поле Земли упало до 0-6%, поясняют исследователи. В результате космического излучения климат изменился на всей планете.

Примерно этим же периодом датируются первые образцы наскальной живописи, сделанные охрой. Ученые связывают эти два факта: неандертальцы и Homo sapiens могли чаще прятаться от ультрафиолетового излучения в пещерах, а охру применять сначала для защиты от солнечного света, и уже потом – для отпечатков ладоней и рисунков на стенах пещер.

Некоторые ученые считают, что сейчас северный магнитный полюс движется примерно с той же скоростью, что и во время события Лашамп.

В современных условиях это привело бы к катастрофе, подчеркивают ученые. Атмосфера Земли и так перенасыщена парниковыми газами. Это одна из причин, по которой специалисты призывают снизить выбросы углекислого газа.

Есть и более «приземленная» теория о причинах вымирания неандертальцев. Когда люди современного типа пришли из Африки в Европу, там уже больше двухсот тысяч лет жили неандертальцы. По уровню развития они почти не уступали Homo sapiens, и даже превосходили их по физической силе. Но исчезли почему-то именно Homo neanderthalensis. Ученые не до конца понимают, почему так произошло, но есть