Археологи и физики Удмуртии проводят междисциплинарные исследования артефактов

Археологи и физики Удмуртского федерального исследовательского центра (УдмФИЦ) УрО РАН 16 февраля начали проведение междисциплинарных исследований археологических материалов, найденных на территории Удмуртии. Об этом сообщает пресс-служба Центра. Устройство позволяет изучать не только минералы и металлы, но и клетки живых организмов, процессы при охлаждении и нагревании образца, даже в режиме реального времени С использованием прибора уже исследовали вещи, найденные на территории Варнинского могильника, который располагается вблизи деревни Варни Дебесского района. Среди обнаруженных на территории могильника артефактов преобладают женские украшения: подвески, ожерелья, гривны. Долгое время археологи не могли получить какую-то дополнительную информацию об этих вещах, довольствовались тем, что сравнивали, какие находки получают специалисты из других регионов, как эти находки друг с другом соотносятся. Но теперь благодаря нашим коллегам-физикам из Физико-технического института, благодаря Центру коллективного пользования и собственно самому прибору – электронному микроскопу – мы можем погрузиться внутрь этих находок и определить, из чего они сделаны. Это наш пилотный проект. Мы принесли наиболее характерные образцы, каждый из которых уникален по-своему Татьяна Сабирова, научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН, кандидат исторических наук Под микроскопом исследовали поясную накладку. Выяснили, что на поверхность накладки тонким слоем нанесено золото. Вещь это «импортная». На территорию Камско-Вятского междуречья она попала посредством торговых обменов. Стандартный путь таких обменов – водный, по рекам Кама и Волга. Таким образом, проведенный анализ подтверждает наличие торгово-культурных контактов с народами Ближнего Востока и Малой Азии Татьяна Сабирова, научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН, кандидат исторических наук В ЦКП Удмуртии готовы предоставить научное оборудование не только историкам, но и медикам, биологам, геологам.

Археологи и физики Удмуртии проводят междисциплинарные исследования артефактов