Халялен ли «Спутник V»?
Поскольку сейчас потенциально речь идет о поголовной вакцинации, то многие религиозные объединения вполне закономерно заинтересовались составом «Спутника V».
Но сам вопрос публично скорее поставлен для того, чтобы успокоить рядовых верующих, так как современная исламская наука в целом крайне терпимо относится к подобным темам, говорит профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен.
Леонид Сюкияйнен профессор Высшей школы экономики «Такие вопросы возникают время от времени. Иногда этому уделяется излишне повышенное внимание. Есть немало аргументов, выработанных исламской современной правовой мыслью, которая говорит о том, что если какие-то препараты, апробированные получили разрешение на использование, то в этом случае чаще всего никаких сомнений не должно возникать».
Профессор Сюкияйнен приводит давний пример споров, когда для операции на сердечных клапанах использовалась трансплантация сердечной мышцы свиньи. Сейчас этот вопрос потерял актуальность, так как технологии давно поменялись. Но тогда большинство исламских ученых сказали что это делать можно.
В иудаизме система ограничений, связанная с кашрутом еще более сложна. И там подход к запретам трактуется в свете ценности человеческой жизни. Даже самые строгие ограничения не только можно, но и нужно нарушать, когда речь идет о спасении человека, поясняет президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.
Александр Борода президент Федерации еврейских общин России «Все вопросы о соответствии религиозным законам, кошерности включаются тогда, когда речь не идет о вопросах жизни и смерти. Для спасения жизни человек может употреблять некошерную пищу и тем более некошерные лекарства. Даже если лекарство сделано из некошерного животного или смеси мясного с молочным, и только оно может спасти человека от смерти, то человек обязан принимать его. Если есть возможность принятия кошерного лекарства или некошерного, конечно, надо выбирать кошерное, если это не несет дополнительные риски для здоровья».
По словам раввина Бороды, существуют, например, такие ситуации, когда есть выбор, а тот или иной препарат не является жизненно необходимым — например омега3, попросту говоря рыбий жир, который может быть изготовлен как из кошерных, так и некошерных рыб. Тогда выбор очевиден — либо кошерный, либо вообще нельзя.
Но в условиях пандемии, когда риск для жизни своей и окружающих вопрос о том применять или нет вакцину не стоит в принципе. Тем более что она, по словам ученых, не содержит ничего запрещенного религиозными правилами.
Тем временем, судя по всему, заверения Центра Гамалеи не успокоили некоторых мусульман. Как сообщает издание «Кавказский узел», центр сертификации «Халяль» настаивает на лабораторном изучении состава вакцины, лишь не раньше марта выпустит фетву о возможности прививаться «Спутником V».