Войти в почту

Ждет ли нас трансгуманистическое счастье и бессмертие? Воздействие технинки

Через произведения культуры и научпопа в людей вселяют надежду, что технологическое развитие избавит нас от социально обусловленных бед и страданий.

Ждет ли нас трансгуманистическое счастье и бессмертие? Воздействие технинки
© Русская Планета

Вспомните, еще недавно нам говорили: появятся массово компьютеры, все автоматизируется, будем работать меньше. Компьютеры появились, все автоматизировалось, компьютеризировалось по самое не хочу, однако раньше без компьютеров мы работали по 8 часов, а теперь — по 10-11. По среднему количеству отработанных часов РФ уже давно в первой пятерке мирового рейтинга, аккурат за Южной Кореей, Грецией, Коста-Рикой и Мексикой.

Проблема в том, что техника и технологии — это инструмент воздействия человека на природу, а ВСЕ социальные проблемы порождаются характером и спецификой объективно необходимых отношений между людьми. Производительные технологии, конечно, воздействуют на социальные отношения, но их воздействие не имеет определяющего значения.

Технократы верят, что компьютер принципиально отличается от палки-копалки, однако с научной точки зрения компьютер — не более чем высокотехнологичная палка-копалка, то есть высококачественный инструмент познания и преобразования природы. Поэтому верить в то, что развитие технологий само по себе изменит характер общественных отношений, — это то же самое, что верить в то, что орудие труда изменяет труд, а не наоборот, труд создаёт соответствующие орудия

Самой динамично развивающейся технократической идеологией является трансгуманизм. Словари сообщают, что это философская концепция и международное движение, поддерживающее использование достижений науки и техники для устранения страданий, болезней, старения и смерти человека.

Первая идея трансгуманистов по избавлению от страданий, болезней, старения и смерти состоит в том, чтобы поместить человечество... в виртуальный мир. Как пишет один из идеологов Марк Дери:

«Энергия, полученная в результате имплозии, может быть использована для работы космического компьютерного симулятора (наподобие голодека из сериала “Стар Трек”), обладающего бесконечной вычислительной мощью, разумеется, достаточной для того, чтобы вернуть к (виртуальной) жизни все живые существа».

Бегство в виртуальный мир грез с помощью наркотиков и развлекательной индустрии есть прежде всего способ парализации воли людей, их деградации. Любой виртуальный мир есть форма субъективной реальности, искусственная копия действительности с намеренно искажёнными параметрами. Человек же — это форма материи, общество объективно существует в материальном мире, является его частью. Смысл человеческой жизни состоит в служении обществу, делу общественного прогресса. Смысл существования общества состоит в преобразовании природы, в расширении своего владычества над природой, вселенной. Развитие производства является не столько развитием техники, сколько развитием самих людей. Новые, более совершенные способности порождают новые, более высокие потребности. С прогрессом общества люди преображаются, прежде всего духовно. Впереди человечество ждет бесконечный мир как в космическую ширь, так и вглубь материи, но вместо этого технократы предлагают создать искусственный мирок вечного блаженства и праздности.

Сразу видно, что теоретики трансгуманизма не понимают, что нет и не может быть подлинного счастья без труда, без исследования, без общественного прогресса. Никто и никогда не сможет стать счастливым и полноценным в виртуальном мире. Это противоречит сущности человека и общества. Уход в виртуальный мир — пошлое мещанство.

Вторая идея трансгуманистов — это киберкоммунизм, то есть общественная формация с «наивысшей степенью развития либерализма» и «наивысшей в самом широком плане истинной свободы каждой личности», в которой все достижения научно-технического прогресса доступны каждому и создаются в интересах и на благо каждой личности, на реализацию её прав и свобод, в которой самоорганизация и управление строятся на самых передовых достижениях демократии, гуманизма, соблюдения и развития прав и свобод личности, где запрещается создавать и использовать достижения научно-технического прогресса в целях ущемления прав и свобод личности, в нарушение принципов самоорганизации и демократии

С научной точки зрения перед нами очередное прочтение анархизма, приправленное технократической демагогией. Киберанархисты не понимают, что устройство общества базируется на объективно необходимых общественных отношениях, в которые люди вступают в ходе материального и нематериального производства. Содержание этих социальных отношений и определяет фундамент общественного здания. Права, свободы, ценности, принципы, демократия и так далее — это явления производные от условий экономической жизни. А они же, наоборот, как утописты из XVII века, хотят построить общество на основе духовных ценностей и принципов.

Им невдомёк, например, что права и свободы феодального сеньора порождались не его ценностями и взглядами, а содержанием отношений между сословием земельных аристократов и сословием крепостных крестьян. Еще больше им невдомек, что уничтожила эти отношения не сама по себе паровая машина, а политическая борьба буржуазии.

Историческим примером значения уровня развития технологий может послужить интернет. Интернет— компьютерная сеть, прекрасная технология, объединяющая людей, позволяющая ускорить многие социальные процессы. Как воплотилась эта технология в нашей жизни? На 90% интернет оказался заполнен информацией, способствующей массовому невежеству и нравственному разложению. Через интернет организованы самые тотальные в истории слежка, контроль. Интернет, несмотря на доступность в нем полезной информации, по факту усилил отчуждение людей от научных знаний. В эпоху интернета мы всё еще говорим о значении и ценности бумажных библиотек, потому что средний уровень качества печатной продукции прошлого в разы выше качества «интернет-контента», даже с учетом наличия многих сканов книг. Интернет, несмотря на практически прямой доступ одного человека к другому человеку, усиливает отчуждение, одиночество, угнетение.

Почему так? Потому, что социальные отношения определяют воздействие технологий, а не наоборот.

Третьей идеей трансгуманистов является так называемый иммортализм — то есть достижение биологического бессмертия посредством технологий. Здесь прежде всего предполагается заменить мозг человека на его искусственную копию, ведь, по мнению трансгуманистов, сознание — лишь ансамбль электрических импульсов, которые можно механически перезаписать с одного материального носителя на другой

В реальности же сознание, являясь особой способностью психически отражать окружающий мир и создавать его образы, — это свойство материи — человеческого общества. А отдельный человек, как носитель индивидуального сознания, — это проявление и выражение общества. Сознание неразрывно связано с окружающей материальной средой и без её воздействия не может ни функционировать, ни даже зародиться. Биологическая ткань мозга и другие необходимые элементы нормального функционирования сознания не являются простыми носителями информации, вроде жесткого диска, а являются биологическим аппаратом, посредством которого человек мыслит.

Иными словами, чтобы называться человеком, организму необходимо, во-первых, обладать соответствующим биологическим качеством, то есть иметь нормально функционирующий головной мозг и органы чувств, во-вторых, являться частью общества. Человек формируется только в обществе, через общественные отношения.

Копирование человека, хоть даже на атомарном уровне, не создаст копию личности, потому что не бывает двух одинаковых атомов или молекул, тем более невозможно создание двух одинаковых чрезвычайно сложных систем взаимодействия атомных процессов аппарата мышления. Можно скопировать и вживить человеку любые органы, кроме головного мозга целиком. Условно говоря, головной мозг человека содержит его душу. В далёком будущем возможно будет питать мозг биологическим материалом, оздоравливать биохимические процессы в голове и теле, тем самым продлевая здоровье

Практика жизни доказала, что чем глубже и выше интеллектуальное напряжение человека, тем более долгий срок его мозг сохраняет ясность и цепкость мышления, замедляется естественное дряхление.

Скопировать же сознание невозможно, потому что оно есть свойство конкретной материи, конкретного материального аппарата мышления. Сознание — это не совокупность информации, а свойство высокоразвитого материального организма, созданного и существующего коллективно.

Победить биологическую смерть тоже невозможно, так как смерть — это неотъемлемый момент жизни. Смерть — это объективный закон живой природы. Жизнь — это форма существования белковых тел, умирание — это движение организма во времени и в качестве от рождения к смерти, что и составляет жизнь в смысле конкретной жизни конкретного существа. Как писал классик: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью».

Однако человек способен достигнуть бессмертия, но только социального, если он своей деятельностью увековечит себя в истории развития общества.