Войти в почту

Подвиг ученых блокадного Ленинграда: как изобретения инженеров спасли тысячи жизней

Как жил блокадный Ленинград, вспоминают в эти дни в Санкт-Петербурге. Осада стала не только испытанием для миллионов жителей, но и научным вызовом. Как инженеры спасали жизни на ледовой дороге и как удалось вернуть электричество в город, узнавал корреспондент «МИР 24» Владимир Школьников.

Подвиг ученых блокадного Ленинграда: как изобретения инженеров спасли тысячи жизней
© Мир24

Оставшиеся в блокированном городе ученые и инженеры в считанные недели должны были решать задачи, на которые в мирное время ушли бы годы. От этого зависела жизнь ленинградцев.

Зимой 1941-го лед на Ладоге окреп, но под воду неожиданно стали проваливаться легкие автомобили, идущие на небольшой скорости. Физики предположили, что причина трагедий – эффект резонанса. Так изобрели прогибограф – прибор, который фиксирует колебания льда – и стали проводить замеры.

«Оказалось, что действительно дело в прочностных свойствах льда. И когда идет по льду пешеход или транспорт движется, подо льдом возникает волна. Вот эта волна движется со скоростью примерно 35 км в час. Если транспорт движется с такой же скоростью – 35 км в час, то возникает резонанс и лед рушится», – рассказал главный научный сотрудник физико-технического института имени А.Ф. Иоффе Андрей Забродский.

После этого открытия рекомендованная скорость движения – 30 километров в час – помогла избежать потерь. Во время летней навигации для обеспечения Ленинграда горючим трубы решили протянуть … по дну Ладожского озера. 29 километров уложили за 43 дня.

«Это была уникальная инжененрная операция. Опыта такого ни у кого в мире не было. Трубопровод по дну был проложен впервые», – добавил аведующий кафедрой механики Горного университета Владимир Трушко.

А в августе 42 года от частично восстановленной Волховской ГЭС под водой был проложен и электрический кабель. Каждый его метр весил больше 50 килограммов.

«Ввиду отсутствия изоляционных материалов использовался для этого кабеля для бумажной изоляции использовалась бумага для денежных знаков с монетного двора», – сказал Владимир Трушко.

Электричество начало поступать в сеть Ленэнерго по первой «нитке» кабеля 23 сентября. В осаждённом городе восстановили производство на заводах, трамвайное движение и в квартирах жителей появился свет.

Это лишь немногие примеры труда ученых и инженеров блокадного города. По словам военного историка Николая Барышникова, только с июля по декабрь 1941 года штаб Ленинградского фронта принял к реализации 422 изобретения.