Найдены минералы, которые могут рассказать о зарождении жизни на Земле

Исследовательская группа российских и израильских ученых обнаружила горные породы, которые могли участвовать в формировании жизни на Земле. Об этом пишет журнал Geology.

Найдены минералы, которые могут рассказать о зарождении жизни на Земле

На берегах Мертвого моря нашли циклофосфаты. Ученые отмечают, что прежде не встречали подобные соединения в природе.

«Из-за разложения циклофосфатов в воде вырабатывается большое количество энергии. Ее хватает на то, чтобы присоединить остаток фосфорной кислоты к молекулам органики. Поэтому их часто считают главным источником пребиотического фосфора на ранней Земле. Проблема заключалась в том, что на планете раньше циклофосфатов не находили

», – текст научной статьи цитирует ТАСС.

Изначально исследовательскую группу интересовали залежи других местных минералов – фосфидов – соединений фосфора без кислорода. Ученые считают, что фосфиды тоже могли играть важную роль в зарождении жизни, выступая как исходное сырье для образования циклофосфатов. Фосфиды образуются в окрестностях геотермальных источников и гейзеров.

«Редкость фосфидов в современной литосфере не означает, что они не были распространены на Земле ранее, так как геохимическая среда миллиарды лет назад значительно отличалась от сегодняшней. Со временем атмосфера Земли все больше насыщалась кислородом, и окисление в новой среде могло привести к образованию циклофосфатов

», – пояснил руководитель исследовательской группы, профессор СПбГУ Сергей Бритвин.

Следы этих процессов обнаружены у южного берега Мертвого моря, на территории так называемого бассейна Хатурим. Осадочные горные породы, которые там залегают, имеют необычно пестрый окрас. Такой внешний вид они обрели после воздействия высоких температур.

Особый интерес горные породы вызывают у ученых потому, что циклофосфаты возникали на древней Земле, предположительно, в результате падения метеоритов или проявлений вулканической активности.

Геологи уверены, что горные породы побережья Мертвого моря можно рассматривать как систему, которая воспроизводит образование фосфорсодержащих веществ на ранних стадиях эволюции Земли. Изучение циклофосфатов поможет выяснить, как синтезировались сложные молекулы, которые привели к возникновению жизни на Земле.

Первые живые организмы, по мнению биологов, появились на Земле в период архейской эры. Как именно это произошло – вопрос дискуссионный. Есть версия, что жизнь существовала в первичных океанах Земли как минимум 3,4 миллиарда лет назад. Впрочем, геологи склоняются к тому, что первые микробы появились гораздо раньше.

По другой версии, жизнь появилась не в океане, а на суше, в окрестностях гейзеров и вулканов. Аргументом в пользу этой теории выступает тот факт, что первые живые организмы были очень хорошо приспособлены к высоким температурам, а также то, что на суше было много бора, фосфора, молибдена и азота – критически важных элементов для жизни, концентрация которых в водах океана была крайне низкой.

Фото: pixabay.com