Войти в почту

Первый журналист «Мира». Как Тоёхиро Акияма полетел в космос из СССР

Ровно 30 лет назад, 2 декабря 1990 года, с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз ТМ-11», унося к звездам необычного пассажира — гражданина Японии Тоёхиро Акияму, который вписал свое имя в историю как первый японец, первый журналист и первый гражданский, побывавший в космосе. Через 11 лет первым космическим туристом назовут американца Денниса Тито, но первым «обычным» человеком, полетевшим в космос за деньги, стал именно Акияма.

Первый журналист «Мира». Как Тоёхиро Акияма полетел в космос из СССР
© Mos.ru

Какими судьбами журналист попал в космические дали и к каким выводам он пришел за время полета — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

В космос отправляются гражданские

Первую попытку отправить с космической экспедицией представителя не связанной с космосом профессии предприняли США. В 1984 году правительство Рональда Рейгана объявило конкурс «Учитель в космосе». По итогам отбора из 11 тысяч кандидатов честь стать первым «космическим учителем» выпала 37-летней Кристе Маколифф. К сожалению, эксперимент обернулся трагедией, потрясшей мир, — 28 января 1986 года шаттл «Челленджер» с семью астронавтами (включая Маколифф) на борту потерпел крушение на 73-й секунде полета. Весь экипаж погиб.

Из-за участия в полете простой учительницы за этим запуском наблюдали тысячи зрителей, а СМИ освещали его с особым размахом. И вот бравурные репортажи о подготовке к полету сменились тревожными сообщениями с места катастрофы. Одним из журналистов, сообщивших жителям Японии о крушении «Челленджера», был руководитель вашингтонского бюро телерадиокорпорации Tokyo Broadcasting System (TBS) Тоёхиро Акияма. Думал ли он в тот день, что через четыре года сам станет героем репортажей о полете простого человека в космос? Вряд ли.

Космический юбилей TBS

На Tokyo Broadcasting System Тоёхиро Акияма начал работать в 1966 году, сразу после окончания университета: он был редактором, комментатором, военным корреспондентом во Вьетнаме, а в 1984-м возглавил отделение TBS в Вашингтоне. Вернувшись в Японию в 1988 году, журналист заскучал, поэтому без раздумий ввязался в беспрецедентный космический проект, задуманный компанией.

В 1987 году представители TBS обратились к руководству Главкосмоса СССР с идеей отправить японского журналиста в составе «Союза». Считается, что так телерадиокорпорация хотела отпраздновать свое 40-летие. 27 марта 1989-го Главкосмос, Лицензинторг и TBS подписали коммерческое соглашение о космическом полете японского журналиста, который продлится восемь суток.

На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет От «Амурских волн» до Pink Floyd. Какую музыку слушали советские космонавты

Участвовать в проекте изъявили желание 162 журналиста. Интересно, что требования японских врачей к здоровью потенциальных астронавтов были настолько высоки, что первую медкомиссию не прошел никто. Немного снизив планку, комиссия отобрала 40 кандидатов.

После еще двух тестирований (в Японии и в СССР) к августу 1989 года в группе осталось семь человек. Руководству TBS оставалось выбрать двух кандидатов — ими стали 47-летний Тоёхиро Акияма и 26-летняя Реко Кикути. В октябре оба журналиста отправились в подмосковный Центр подготовки космонавтов. Акияма был назначен в основной экипаж с командиром Виктором Афанасьевым и бортинженером Мусой Манаровым, а Реко Кикути — в дублирующий экипаж с Анатолием Арцебарским и Сергеем Крикалевым.

Советские журналисты, узнав о готовящемся полете, даже инициировали свой отбор в космонавты — на него откликнулось более тысячи представителей разных газет и журналов. 1 октября 1990 года шестеро советских журналистов приступили к учениям, которые закончились 7 февраля 1991-го, через два месяца после возвращения Акиямы. Шансы удержать космическое первенство были упущены, инфоповод утрачен, и несостоявшиеся космонавты-исследователи вернулись к своим журналистским обязанностям.

Полет

Корабль «Союз ТМ-11» благополучно стартовал 2 декабря 1990 года с космодрома Байконур, а 4 декабря состыковался с орбитальной станцией «Мир». Поскольку Акияма был не вполне туристом и находился в составе восьмой основной экспедиции в качестве космонавта-исследователя, его ждала работа, а не только сбор впечатлений. В научные обязанности журналиста входило наблюдение за японскими древесными лягушками в условиях невесомости.

По воспоминаниям советских космонавтов, ему тяжело далась адаптация к невесомости, но он стойко переносил неприятности и с первых дней вел прямые репортажи обо всем, что происходило на борту. Зрители TBS ежедневно узнавали, как проводятся эксперименты, как спят космонавты, какую зарядку делают и что едят. Акияма подготовил и провел также несколько телеуроков для школьников.

Интересный факт: для того чтобы обеспечить ежедневные теле- и радиотрансляции с космической станции, Тоёхиро Акияме понадобилось 170 килограммов оборудования, которое отправили заранее на транспортном корабле «Прогресс».

10 декабря 1990 года японский исследователь вернулся на Землю на корабле «Союз ТМ-10» с участниками седьмой основной экспедиции — командиром Геннадием Манаковым и бортинженером Геннадием Стрекаловым. На спускаемом модуле была установлена камера, так что зрители TBS смогли наблюдать приземление в прямом эфире. Так закончилось космическое приключение японского журналиста длиной в семь дней, 21 час и 54 минуты.

Остальные члены восьмой экспедиции пробыли на станции «Мир» до 26 мая 1991 года, проведя масштабную работу по переоборудованию станции и множество научных исследований. Кстати, возвращаясь домой на «Союзе ТМ-11», Виктор Афанасьев и Муса Манаров вернули на Землю второго в истории гражданского космонавта — британку Хелен Шармен, которая отправилась в космос 18 мая 1991 года.

Звездный фермер

Побывав в космосе, Тоёхиро Акияма серьезно пересмотрел взгляды на жизнь. В 1995 году он ушел из профессии, которой посвятил 30 лет, чтобы поселиться недалеко от Фукусимы и стать фермером. Так кардинально сменить род деятельности его заставил именно космический опыт.

В интервью бывшим коллегам Акияма рассказывал, что этот полет заставил его задуматься об истории человечества и тех действиях, которые помогали людям выживать на протяжении веков. Он понял, что никогда не думал всерьез о процессе приготовления пищи и земледелии, что его знания, например о рисоводстве, недостаточны. «Я чувствовал, что не могу умереть, не узнав этих основ», — говорил он.

Возможно, журналист, космонавт и немного философ Тоёхиро Акияма до сих пор выращивал бы рис и грибы, но в его судьбу вмешались землетрясение и последовавшая за ним авария на АЭС Фукусима-1, которая произошла 11 марта 2011 года. Акияма бросил зараженную радиацией ферму и перебрался в Киото, где начал читать лекции по сельскому хозяйству в Киотском университете искусства и дизайна.

Сегодня господину Акияме 78 лет, в 2018-м он вышел на пенсию. В 2011 году Президент России наградил его медалью «За заслуги в освоении космоса». Это не единственная награда в послужном списке Тоёхиро Акиямы — в 1990-м он стал кавалером ордена Дружбы народов.

Отцы Маяковского, Гагарина и Есенина. Истории из московских музеев «Эскалаторы здесь движутся быстрее». Как Саманта Смит побывала в Москве