Российская обсерватория строит карту Вселенной в рентгеновских лучах

10 неизвестных галактик обнаружил аппарат «Спектр-РГ» за год на орбите. Как он работает, чем примечательны новые открытия, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель директора Института космических исследований РАН Александр Лутовинов.

Российская обсерватория строит карту Вселенной в рентгеновских лучах
© Мир24

- Что из себя представляет аппарат «Спектр-РГ», как он работает и какие данные получает?

Александр Лутовинов: Обсерватория работает на орбите больше года, она была запущена 13 июля 2019 года российской ракетой-носителем «Протон» с разгонным блоком «ДМ- 3» и после запуска начала свое трехмесячное путешествие на рабочую орбиту системы Солнце-Земля, которая находится на расстоянии примерно 1,5 миллиона километров от Земли.

Обсерватория представляет из себя спутник-платформу. Это платформа-навигатор, которая сделана на НПО им. Лавочкина. На платформу установлено два телескопа – немецкий и российский. Это рентгеновские телескопы достаточно специфические, фактически вершина технологий, которые сейчас достигнуты в мире по созданию таких инструментов.

Немецкий телескоп – это лучшее, что могла произвести немецкая промышленность и поставить на борт российской обсерватории, а телескоп ART-XC – это наша гордость. Впервые в России создан такой рентгеновский телескоп косого падения, таких технологий у нас не было, и, конечно, это большой успех для России. Эти два телескопа работают в рентгеновском диапазоне, немецкий – в более мягких рентгеновских лучах, а российский – в более жестких. Они дополняют друг друга, и такая связка позволяет им проводить уникальные исследования.

- Сколько времени сигнал с обсерватории летит до Земли?

Александр Лутовинов: Она находится на расстоянии полутора миллиона километров, значит, пять секунд.

- Сколько обсерватория летела до места работы?

Александр Лутовинов: Мы летели примерно три месяца, стартовали 13 июля, вышли на рабочую орбиту 21 октября 2019 года. Нельзя сказать, что все это время обсерватория просто летела. Она через несколько недель после запуска открыла телескопы, начались первые тестовые наблюдения, фаза калибровок и верификации технических инструментов. На протяжении трех месяцев телескопы проводили наблюдения, чтобы понять, насколько характеристики инструментов удовлетворяют тому, что ученые предполагали на Земле.