Войти в почту

Нобелевские лауреаты: Барух Бламберг

Как пройти путь от религиозной школы через военного моряка до открытия нового вируса и дойти в итоге до изучения жизни на других планетах, рассказывает очередной выпуск рубрики «Как получить Нобелевку.

Нобелевские лауреаты: Барух Бламберг
© Индикатор

Барух Самуэль Бламберг

Родился 28 июля 1925 года, Бруклин, Нью-Йорк, США

Умер 5 апреля 2011 года, Маунтин-Вью, Санта-Клара, Калифорния, США

Нобелевская премия по физиологии или медицине 1976 года (совместно с Карлтоном Гайдушеком). Формулировка Нобелевского комитета: «За открытия, касающиеся новых механизмов происхождения и распространения инфекционных заболеваний».

Несмотря на то, что Карлтон Гайдушек и Барух Бламберг получили свои Нобелевские премии с одной и той же общей формулировкой, их объединяло только то, что они были врачами. Исследования, болезни и инфекционные агенты, принесшие им славу, были принципиально разные. И если Гайдушек до конца жизни не признал истинной природы открытого им заболевания, то день рождения Баруха Бламберга стал международным днем борьбы с важной медицинской проблемой. Именно его вспоминали чуть меньше месяца назад, когда в Стокгольме присудили очередную Нобелевку за открытие возбудителя следующего гепатита, гепатита С. Но обо всем по порядку.

Наш сегодняшний герой был потомком эмигрантов. Сам он писал о предках так: «Я родился в Нью-Йорке, вторым из трех детей Мейера и Иды Бламберг. Мои бабушка и дедушка приехали в Соединенные Штаты из Европы в конце XIX века. Они были членами иммигрантской группы, которая обладала огромной уверенностью в своих возможностях об их приемной стране. Начальное образование я получил в ешиве, еврейской школе, а также с раннего возраста, в дополнение к строгому светскому образованию, учил еврейский Завет на языке оригинала. Мы потратили много часами над раввинскими комментариями к Торе и погружались в нее в экзистенциальном осмыслении Талмуда в том возрасте, когда мы вряд ли осознавали воздействие религии».

После средней школы – в самый разгар Второй мировой Бламберга поманило море. Он поступил в Военно-морской флот США, стал палубным офицером и к 1946 году был даже командиром десантного корабля. Но и после демобилизации интерес к морю не пропал. Барух успел сделать несколько рейсов в торговом флоте, а после поступления в медицинский институт (а точнее – в Колледж врачей и хирургов Колумбийского университета), был корабельным врачом на парусных судах.

Заветную приставку M.D. к табличке с фамилией Бламберг получил в 1951 году и стал врачом-интерном в госпитале Бельвю в Манхэттене.

Свой путь к открытию нового заболевания Бламберг начал с интереса к медицинской этногенетике. После поездки в Суринам в 1957 году он был поражен, насколько по-разному подвержены болезням представители разных этносов. Он решил разобраться с этим. Тремя годами позже к Бламбергу в его исследованиях присоединился знакомый по Оксфорду, где Бламберг был аспирантом – Энтони Аллисон.

Еще в том же самом Оксфорде Бламберг неплохо овладел современными методиками очистки и выделения белков, в частности методом электрофореза в геле. Исследователи решили применить эти методы для изучения полиморфизмов – различий между белками у разных людей. Но позже оказалось, что есть отличный и более чувствительный способ изучать белки: антитела, которые к ним вырабатывает кровь. Об этом сам Бламберг вспоминал так: «Мы решили проверить гипотезу, согласно которой у больных, которым многократно переливалась кровь, могут вырабатываться антитела против одного или нескольких полиморфных белков сыворотки (как известных, так и неизвестных), которых у них самих от рождения не было, но которые имелись у доноров».

Ученые использовали для своих экспериментов кровь пациентов с заболеваниями крови – им требовалось множество переливаний крови ежегодно. Аллисон и Бламберг попытались выяснить будут ли антитела крови вызывать осаждать антигены разных сывороток крови представителей разных этнических групп. И в 1963 году случилось совершенно неожиданное. Житель Нью-Йорка, страдающий гемофилией попал в поле зрения медиков – и в его крови оказались антитела, которые реагировали только с одной сывороткой. Сывороткой крови австралийского аборигена. Откуда у американца австралийский антиген? Тайна оставалась тайной несколько лет – постепенно стало понятно, что антиген не связан с австралийскими аборигенами, а связан с неким заболеванием. К 1967 году стало понятно, что антиген, который ныне называется HBsAg или австралийский антиген – это белок наружной оболочки вируса гепатита B. Открытие этого вируса и его антигена позволило сократить количество заражений гепатитом при переливании крови (следующий шаг в борьбе с этой проблемой сделали нобелевские герои 2020 года) – и начать создание вакцины от гепатита B. Человечество получило несколько важных средств в борьбе за здоровье, а наш герой – Нобелевскую премию 1976 года. День его рождения стал Международным днем борьбы с гепатитом B.

Сам же Бламберг после Нобелевского триумфа прожил еще треть века и почти все это время активно. В конце жизни он активно занимался астробиологией, и даже четыре года (1999-2002) возглавлял Институт астробиологии NASA, а потом до конца жизни был научным сотрудником Института лунных наук NASA.