Учёные выяснили, как чума в Средние века попала в Европу

Эпидемия чумы, которая в XIV—XVIII веках уничтожила почти половину населения Европы, пришла с востока. Такой вывод сделали немецкие учёные, исследовав останки из 10 массовых захоронений в России, Великобритании, Франции, Германии и Швейцарии. Они обнаружили, что в ходе масштабной пандемии чумная палочка мутировала, становясь всё более смертоносной. Также выяснилось, что со временем геном менялся — из него исчезли два гена, отвечающие за способность заражать другие организмы. Результаты работы помогли проследить историю «чёрной смерти» и понять её эволюцию. Немецкие учёные выяснили, что «чёрная смерть» — эпидемия чумы, бушевавшая в Европе XIV—XVIII веках и выкосившая до 60% населения континента, — пришла с востока. Команда исследователей из Общества Макса Планка (Германия) сделала такой вывод, изучив останки из 10 массовых захоронений в России, Великобритании, Франции, Германии и Швейцарии. Об этом сообщает журнал Nature Communications. Микробиологи взяли генетические пробы из разных захоронений, и заключили, что эпидемию «чёрной смерти» вызывали несколько близких видов микробов чумной палочки (Yersinia pestis). Также было установлено, что микробы начали мутировать уже после проникновения в Европу, образовав несколько отличных друг от друга штаммов. Самый старый штамм был найден в захоронении близ города Лаишево, на реке Каме, в современном Татарстане. Штамм, обнаруженный под Лаишево, оказался материнским штаммом других европейских подвидов чумной бактерии. Из этого учёные сделали вывод, что болезнь начала своё смертоносное шествие с востока, а Лаишево было «точкой входа» чумы в Европу. Исследователи говорят, что ими сделан пока только первый шаг в реконструкции истории «чёрной смерти». Конкретное время и способ распространения заболевания ещё предстоит установить. Полученные данные, однако, позволяют сделать вывод, что первоисточник эпидемии находился на востоке. Напомним, источниками и резервуарами возбудителя этого заболевания являются крысы, мыши, суслики и другие грызуны, а также кошки и даже верблюды. А основными переносчиками — блохи. Изучение останков жертв «чёрной смерти» из могильника в Лайшево подтверждает теорию о восточном происхождении эпидемии. «Эти находки указывают на то, что Yersinia pestis была занесена в Европу с Востока. Тем не менее, возможно, что после обработки пока ещё не изученных образцов из Западной Евразии будут сделаны и другие интерпретации на этот счёт», — говорит один из авторов работы Мария Спиру. Кроме того, на более поздних стадиях развития чумная бактерия утратила два гена, отвечающие за вирулентность (способность заражать организм). Интересно, что аналогичная ситуация складывалась и во время первой масштабной чумной эпидемии — так называемой «Юстиниановой чумы», поразившей Византию и многие города Средиземноморья в VI веке. Руководитель исследовательской группы Кирстен Бос считает важной задачей «выяснить, каким образом эти гены влияют на выживание бактерий в организме таких носителей как люди и блохи».

Учёные выяснили, как чума в Средние века попала в Европу