Войти в почту

Бактериальный апокалипсис. Микробы больше не боятся антибиотиков

От бактерий, устойчивых к антибиотикам, уже сейчас в мире умирают десятки тысяч людей. А к 2050 году супербактерии смогут убивать до 10 миллионов человек в год, прогнозируют ученые. Но шанс спасти ситуацию еще есть.

Без антибиотиков плохо, а с ними еще хуже
© depositphotos.com

Без антибиотиков плохо, а с ними, оказывается, еще хуже. Мы глотаем их при любом недомогании, свято веря, что болезнь как рукой снимет. А выходит, наоборот. Бесконтрольный прием антибиотиков создает идеальные условия для бактерий, которые получают возможность узнать противника и научиться ему противостоять. Это как в бою – старая тактика не работает. Кроме того, мы бросаем пить антибиотик, как только состояние немного улучшается, тем самым помогая бактериям вырабатывать устойчивость к препарату.

Эта проблема появилась не вчера. Другое дело, что резистентные бактерии, устойчивые к большому набору антибиотиков, сейчас стали появляться с большей скоростью, рассказала в эфире радио Sputnik профессор кафедры цитологии и гистологии, заместитель руководителя лаборатории Центра алгоритмической биотехнологии и руководитель магистерской программы по биоинформатике Санкт-Петербургского университета Алла Лапидус.

"Люди почему-то старательно двигаются в сторону стерильности и без конца протирают руки всякими противобактериальными лосьонами. Мы должны жить в дружбе с природой и не убивать все, что только можно. То же самое и с приемом антибиотиков. Да, они уничтожают токсичные бактерии, но не все. Те, что выживают, учатся мутировать, и чем больше мы принимаем антибиотиков, тем крепче становится их броня. Это своего рода тренировка для бактерий, которые как в спорте делаются сильнее и выносливее. Помимо этого, антибиотики попадают в наш организм с едой, поскольку их добавляют в корма птиц и животных для того, чтобы они быстро росли и не болели", – сказала Алла Лапидус.

Кроме того, зачастую даже врачи назначают антибиотики против тех заболеваний, против которых они не работают. Нужно запомнить азбучную истину о том, что, например, в борьбе с вирусом антибиотик – не помощник. Более того, в результате такого "лечения" можно вырастить у себя в организме бактерию-монстра, которая будет уничтожать все другие микроорганизмы и измотает вас до полного изнеможения, поясняет Алла Лапидус.

"Что такое антибиотик? Это средство борьбы микроорганизмов друг с другом за место под солнцем. Они друг друга убивают. А человечеству известны только те микроорганизмы, которые, что называется, лежали на поверхности, а основную массу мы не знаем в силу того, что не можем вырастить их в лабораторных условиях", – отметила Алла Лапидус.

Из-за этого сложно найти управу на супербактерии. Сказать, что наука проигрывает им гонку на выживание, нельзя. Но то, что микробы становятся все более устойчивыми к существующим препаратам, очевидно. И это заставляет ученых расширять поиск, рассказывает Алла Лапидус.

"Современные методы расшифровки последовательности ДНК породили такую науку как метагеномика, которая умеет изучать геном целых микробных сообществ. Теперь мы можем посмотреть не только на те антибиотики, к которым мы приучили свои микробы. В России есть специальная программа "геномный сборщик", которая позволяет собрать геном из разрозненных кусочков или получить достаточно большие фрагменты. С их помощью можно уже проводить сравнительный анализ разных микроорганизмов и понимать, почему кишечная палочка вдруг становится патогенной или почему какой-то микроорганизм вчера был восприимчив к антибиотикам, а сегодня уже нет", – говорит профессор Алла Лапидус.

Надо искать такие сообщества антибиотиков, чьи средства борьбы друг с другом еще не изучены. Они могут обитать, например, в океане или жерле вулкана, или других неожиданных и труднодоступных местах. Но искать их надо, хотя такие исследования очень дорогостоящие и занимают много времени. Но открытие нового антибиотика – это еще не конец. До его появления на рынке проходит от 10 и более лет. Но заниматься этим жизненно необходимо, иначе бактериального апокалипсиса не избежать.