Как "корабль пришельцев" взбудоражил мир

Из-за необычных формы и траектории движения астероид Оумуамуа прозвали «кораблём пришельцев». Несоответствие поведения космического объекта расчётам учёных породило массу спекуляций на тему посещения Солнечной системы представителями инопланетного разума.

Вне законов физики: "корабль пришельцев" взбудоражил мир
© nasa.gov

Вне законов физики

Оумуамуа был обнаружен астрономами в октябре 2017 года. Учёные заметили, как некий крупный объект двигался по направлению к Солнечной системе. За несколько месяцев астероид приблизился к Солнцу и прошёл мимо Земли. Астрономы знают, что подобные объекты постоянно проходят через Солнечную систему, но этот астероид привлёк повышенное внимание исследователей из-за своих габаритов.

Оумуамуа достигает в длину 400 метров и 30 метров в диаметре, имеет необычную сигарообразную форму. Но для более детального изучения астероида современная наука не обладает необходимыми техническими средствами. Тем более, если учитывать большое расстояние от него до Земли и сравнительно небольшие размеры объекта. Свой путь по нашей Солнечной системе Оумуамуа начал со скоростью чуть более 20 км/ч, которая по мере приближения к Солнцу в силу гравитации светила увеличивалась. Учёные логично предполагали, что когда объект будет покидать пределы Солнечной системы, его скорость замедлится, однако вопреки математическим расчётам она увеличилась. Именно этот факт дал пищу для размышлений любителям мистики и позволил некоторым специалистам выдвинуть версию о том, что на самом деле астероид является инопланетным кораблём. Правда, научные исследования при помощи радиотелескопов на предмет наличия разумной жизни на Оумуамуа не смогли подтвердить версию о пришельцах.

На днях сотрудник NASA Зденек Секанина выдвинул свою версию происхождения межзвёздного объекта. По мнению исследователя, Оумуамуа — обломок кометы, которая распалась до того, как приблизиться к Солнцу. Препринт статьи с гипотезой Секанины был выложен в архиве электронных публикаций научных материалов arXiv, сообщает издание Science Alert.

В свою очередь астрофизик Этан Сигал приводит два других объяснения, которые могут помочь разгадать тайну Оумуамуа. В первом случае изменение скорости межзвёздного объекта может быть связано с неравномерным нагревом самого объекта Солнцем, которое и стало причиной аномального ускорения. Второе предположение — солнечное излучение давит на астероид и заставляет его двигаться быстрее.

«Механизм неравномерного нагрева чрезвычайно интересен. Когда одна сторона падающего межзвёздного объекта обращена к Солнцу, он нагревается до температур, которые могут быть на сотни градусов выше, чем его противоположная сторона. Это приводит к большому градиенту температуры», — поясняет Сигал.

Инопланетная версия

Теорию о посещении Солнечной системы разумными представителями других планет неожиданно поддержали представители академической среды. Астрофизики Гарвардского университета Ави Лоеб и Шмуэль Бейли выдвинули научно-фантастическую гипотезу относительно происхождения Оумуамуа. Они считают, что Оумуамуа может быть зондом инопланетян, посланным из далёкой цивилизации. Научный мир и СМИ не смогли пройти мимо такого сенсационного и неожиданного заявления. Хотя эта идея и покорила мир, многие учёные считают её результатом ничем не подкреплённых измышлений.

«Учитывая искусственное происхождение объекта, скорее всего, Оумуамуа является световым парусом, который блуждает в межзвёздном пространстве, как обломок передового технологического оборудования внеземной цивилизации», — написали Лоеб и Бейли в своей публикации.

В то время как большинство ученых, полагают, что Оумуамуа — это своего рода камень, будь то астероид или ледяная комета, Лоеб указывает на то, что он движется слишком быстро для инертного объекта, как будто что-то толкает его сзади. По утверждению учёного, астероид имеет настолько небольшой вес, что солнечный свет способен был вытолкнуть объект из нашей планетной системы.

Научное сообщество раскритиковало гипотезу гарвардских учёных. Например, вскоре после их публикации астрофизик из Университета штата Огайо Пол М. Саттер написал в Twitter:

«Оумуамуа не является инопланетным космическим кораблем, и авторы статьи оскорбляют научные исследования, просто даже предполагая это».

К сожалению, Оумуамуа с каждым днём отдаляется от Земли, а потому учёные вряд ли получат в будущем более точные данные об астероиде. Им остаётся только выдвигать различные гипотезы, которые могут объяснить аномальное движение астероида. Зато любители видеть в каждом необъяснимом явлении инопланетные корабли и прилёт пришельцев, получили хороший повод для всевозможных версий и спекуляций.