Генетика влияет на поступление и успеваемость студентов в университетах

Учёные Королевского колледжа Лондона впервые показали, что генетика играет важную роль в выборе университета и во многом определяет успех поступления. Более того, она влияет и на успеваемость студента. На первый взгляд, кажется очень странным, что гены имеют к поступлению в университет хоть какое-то отношение. В самом деле, разве могут "буквы" ДНК диктовать нам, что выбрать, — химию или актёрское мастерство? Между тем недавнее исследование, опубликованное в научном журнале Scientific Reports, показывает, что генетические факторы влияют на зачисление в высшее учебное заведение и на достижения в нём. Об этом авторы недавней работы пишут в статье издания The Conversation. Несколько лет назад специалисты выяснили, что генетика влияет на успеваемость в школе. В частности, учёные определили 74 генетических варианта, связанных с обучением. Тем не менее существует мало научных работ, в которых бы исследовалось генетическое влияние на обучение в университете. Специалисты туманного Альбиона решили получше разобраться в этом вопросе. Учёные использовали данные британского "Исследования раннего развития близнецов" (Twins Early Development Study), которое, к слову, уже помогло выяснить, что детские рисунки указывают на уровень интеллекта. На этот раз специалисты хотели изучить влияние генетики на успеваемость в высшем учебном заведении. Выборка состояла из 3000 пар близнецов. Как поясняется в пресс-релизе исследования, сравнение однояйцевых и многояйцевых близнецов позволяет учёным определять общее влияние генетики на различные показатели людей (ту же успеваемость). Авторы работы собрали данные о том, какое учебное заведение выбирали испытуемые, результаты поступления и обучения в нём. Кроме того, они сравнили результаты однояйцевых и многояйцевых близнецов, поскольку они росли в одинаковой среде. При этом основное отличие многояйцевых от однояйцевых близнецов заключается в том, что генетическое сходство в наследуемой от родителей ДНК у первых составляет 40-60%, то есть как у обычных братьев и сестёр. Если баллы за экзамен у однояйцевых близнецов больше похожи, чем у многояйцевых близнецов, то можно говорить о том, что разница между парами обусловлена генетическими факторами, поясняют авторы работы. Так специалисты обнаружили, что генетические факторы объясняют 57% различий в результатах экзамена уровня A-level (классификация Великобритании). Речь идёт об итоговом тесте по программе средней школы второго уровня сложности. Его результаты учитываются при поступлении в университет. Разницу же в достижениях в самом вузе можно объяснить генетическими факторами в 46% случаев. Кроме того, генетические факторы влияют на решение поступать в 51% случаев. Как говорит один из авторов недавней работы Эмили Смит-Вулли (Emily Smith-Woolley) из Института психиатрии, психологии и неврологии, они впервые показали, что генетические факторы продолжают влиять на успех образования в высшем учебном заведении (как уже отмечалось выше, ранее учёные указывали на важность генетики только в школе). "Наши результаты также показывают, что выбор молодых людей, касающийся продолжения учёбы в университете, частично зависит от их ДНК", — добавляет она. При этом авторы работы выяснили, что общие факторы окружающей среды (семья, школа) оказывают на поступление в университет меньшее влияние: на них приходится 36% различий между студентами. Примечательно, что общее воздействие факторов окружающей среды со временем становится ещё менее важным в вопросе получения высшего образования. "Уникальная среда студенческой жизни, например, новые друзья и новый опыт, по всей видимости, объясняют различия в университетских достижениях, а роль общей среды становится менее значимой", — заключает руководитель исследования доктор Зиада Айорех (Ziada Ayorech) из Института психиатрии, психологии и неврологии. Естественно, никто не отменяет роли родительского вклада в воспитании ребёнка. Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подготовили замечательный материал, подробно описывающий, как же вырастить настоящего гения. Если же родители хотят воспитать настоящего нобелевского лауреата, тот тут не обойдётся без шоколада.

Генетика влияет на поступление и успеваемость студентов в университетах