Ученые: высыхание Средиземного моря активизировало вулканы

В новом исследовании, опубликованном в Nature Geoscience, ученые пришли к выводу, что резкое обмеление Средиземного моря несколько миллионов лет назад снизило давление земной коры в регионе, из-за чего вулканы стали извергаться намного чаще и интенсивнее.

Высыхание Средиземного моря активизировало вулканы
© VisualHunt.com

За время Мессинского пика солености, который закончился примерно пять миллионов лет назад Средиземное море серьезно пострадало: оно успело несколько раз полностью высохнуть и наполниться водой.

Когда море полностью высыхало, оголенная почва представляла собой солончак – почву, содержащую большое количество водно-растворимых солей. Не исключено, что на этой территории могли находиться 3-4 больших озера.

Согласно исследованиям, такие изменения начались с геологической активности в районе мелководного пролива, отделявшего Средиземное море от Атлантики до образования Гибралтара. Из-за этого дно пролива поднялось, и стало выше уровня моря, соответственно отрезав Средиземное море от Мирового океана.

Такая изоляция и привела к постепенному испарению моря, которое, в свою очередь, стало оказывать меньшее давление на земную кору. В новом исследовании ученые из Женевского университета предположили, что это могло вызвать выброс магмы на поверхность, а также спровоцировать повышенную вулканическую активность в Средиземноморье.

Результатом исследования стала созданная магматическая модель, которая показывает, как изменение водной нагрузки меняет давление горных пород на каналы, по которым магма поднимается к поверхности.

Геофизики будут и дальше продолжать свои научные исследования, выявляя связь между климатическими и геологическими процессами.