Войти в почту

Кувшин из Антарктиды. Как физик из КБР стал народным мастером

Кувшины, блюда, чаши. Металлическая посуда, изготовленная Александром Пазовым из Нальчика, сегодня украшает не только его дом, но и музеи Кабардино-Балкарии, частные коллекции в России и за рубежом. Александр Пазов - единственный мастер в республике, возродивший древнее ремесло адыгов (черкесов) – ручную холодную ковку посуды из меди и латуни. Прекрасен, как девушка Уже более 40 лет он отдал этому ремеслу и постоянно оттачивает своё мастерство. Главный конёк - адыгский кувшин для воды гогон. «Если внимательно рассмотреть гогон, можно увидеть, что его контуры напоминают девичью фигуру, - рассказывает мастер. - Гогоны в старину носили на плечах, на специальном ремешке, как сейчас носят рюкзаки. Прежде чем изготовить такой кувшин, делали замеры: девушка садилась на корточки, и измеряли расстояние от макушки до пояса». Об адыгской медной посуде народный умелец может рассказывать часами. Между тем профессиональным художником Александр Залимханович не является. Он по профессии физик и даже окончил аспирантуру в родном Кабардино-Балкарском госуниверситете. Но именно благодаря основной профессии он и пришёл к главному делу своей жизни. «Я год работал в Антарктиде. Изучал на Южном полюсе солнечную энергию и космические лучи, - продолжает Пазов. - Свободного времени было много, а из развлечений только книги - на станции была хорошая библиотека. Я, как и многие мои ровесники, в 70-е увлекался чеканкой. А в Антарктиде мне попался выпуск журнала «Наука и жизнь». Там была статья о забытом ремесле холодной ковке. Вот я и загорелся». Там же, в Антарктиде, сделал свою первую посуду. Благо, под рукой оказались медь, молоток и азотная кислота для чернения. Именно медь, по словам мастера, лучше других подходит для изготовления посуды, поскольку очень пластична. «Серебро на Кавказе почти не использовали, потому что его в нашем регионе было трудно достать. А вот меди много, особенно в Приэльбрусье. Поэтому адыги и другие народы её использовали с древности. В каждом кабардинском ауле был мастер, который умел делать посуду и другие изделия из меди. Три лепестка Из инструментов у Пазова только молоток. Холодная ковка – дело трудоёмкое, требует много времени. На один кувшин может уйти месяц. - Сейчас много современных технологий, позволяющих значительно ускорить этот процесс. Но это будет уже не то. Поэтому принципиально работаю дедовскими способами. Технология у Пазова авторская. Другие мастера холодной ковки наносят узор на уже готовое изделие. Александр Залимханович поступает наоборот: начинает работу с нанесения на металлический лист рисунка, а уже затем изготавливает посуду. Как при этом не повредить металл? Это секрет, который народный умелец разгадывал годами. На первую тарелку у него ушло 5 лет. Отдельный рассказ – об узорах на посуде. Они на изделиях Пазова исключительно адыгские. На его кувшинах, тарелках, чашках - три лепестка, главный элемент черкесских узоров. Тройка – священное число у кабардинцев. Оно символизирует продолжение рода.

Кувшин из Антарктиды. Как физик из КБР стал народным мастером
© АиФ Ставрополье