География университетских исследований

"Наука" продолжает пополнять новостную карту научно-технологической деятельности российских университетов. В очередном выпуске -- наиболее интересные сообщения о научно-технических достижениях и разнообразных направлениях исследовательской и конструкторской работы. Поверка гармонии алгеброй Исследователи из Института математики и фундаментальной науки Сибирского федерального университета (СФУ) совместно с коллегами из Тувинского государственного университета и научно-образовательного центра "Тюркология" Республики Тыва применили алгебраический метод формального анализа понятий к изучению тувинских фольклорных произведений. Исследование на материале национального корпуса тувинского языка показало, что таким образом можно автоматически определить жанр произведения, а также авторство, место и время его написания. Статья с результатами работы опубликована в "Журнале СФУ. Математика и физика". Пресс-служба СФУ Загрязнители арктических экосистем Центр коллективного пользования научным оборудованием Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) "Арктика" совместно с кафедрой аналитической химии МГУ исследуют органические загрязняющие вещества -- в первую очередь антропогенного характера -- в отобранных на Северном полюсе пробах талой воды. Исследование проводится в рамках проекта "Совершенствование методологии масс-спектрометрического скрининга, идентификации и определения приоритетных загрязнителей арктических экосистем", получившего грант Российского научного фонда. Пресс-служба САФУ В Красноярском крае снова обнаружены кости мамонтов и динозавров В ходе палеонтологической экспедиции в Большой Илек ученые Томского государственного университета случайно нашли ранее не известное обиталище динозавров и мамонтов, которое, как полагают ученые, может оказаться сродни одному из наиболее крупных на территории Евразии, обнаруженному в Кемеровской области. Объектом исследования стали останки крупных динозавров: хищников и травоядных (предположительно зауроподов и стегозавров). В более свежем, "мамонтовском" уровне палеонтологи обнаружили фрагменты костей мамонтов, носорогов и различных хищников. Найденные кости мамонтов были почти все переломаны (обычно кости, залегавшие в земле, хорошо сохраняются). При обследовании фрагментов не были выявлены и следы от погрызов, которые могли бы оставить на костях нападавшие хищники,-- возникло предположение, что кости мамонтам переломал древний человек. Теперь Большой Илек, никогда не радовавший палеонтологов интересным содержимым, как в свое время урочище Волчья Грива, стал для палеонтологов одним из важнейших ареалов. Древние алтайские овцы помогут современным Палеогенетики из Алтайского государственного университета восстановили ДНК древних видов овец, выращивавшихся на юге Западной Сибири 4-5 тыс. лет назад. Останки овец обнаружились в курганах бронзового века (2500-2000 годы до н. э.). Сопоставив генетические данные древних и современных овец, ученые обнаружили, что древние алтайские вымершие породы были значительно крупнее, тяжелее и продуктивнее своих современных потомков. Почему древние алтайские породы исчезли, ученые пока не разобрались, но резкое обеднение генетического разнообразия овец указывает, что они пережили какое-то катастрофическое событие. Теперь, возможно, удастся восстановить и у современных овец те выдающиеся качества, которыми обладали их предки. Одновременная диагностика наследственных заболеваний якутов Коллектив учебно-научной лаборатории "Геномная медицина" Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) получил патент на изобретение способа одновременной диагностики наследственных заболеваний, наиболее часто встречаемых среди якутов: 3М-синдрома, SOPH-синдрома, наследственной энзимопенической метгемоглобинемии, тирозинемии 1А-типа и наследственной глухоты. Разработанное устройство -- биочип, на который нанесены генетические маркеры в виде олигонуклеотидов. Ученые собирали базу наследственных мутаций коренного населения республики более десяти лет. Работа над самим чипом велась по гранту федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" и заняла три года. Пресс-служба СВФУ Каменное навершие изменит представления о времени появления культуры на Урале В Свердловской области на раскопках древних Горбуновских торфяников археологи обнаружили костяные наконечники и кинжалы, изделия из кости, орудия, кухонную утварь. В экспедиции на стоянке "Береговая-2" приняли участие сотрудники Института археологии РАН, Свердловского областного краеведческого музея и Уральского федерального университета (УрФУ). Самой ценной находкой стало каменное навершие. Его приблизительный возраст составляет 8 тыс. лет. Археологи уже назвали этот предмет уникальным, так как его исследование может изменить представления о времени появления и развития культуры на Урале. Такие находки попадаются редко. За все время раскопок в Свердловской области в распоряжение исследователей попало всего пять дисковидных галек с узорами. В эпоху мезолита такие вещи считались культовыми и использовались для ритуалов. Все найденные артефакты передадут в Свердловский областной краеведческий музей. После реставрации их смогут увидеть все желающие. Пресс-служба УрФУ Генная инженерия усовершенствует технологию производства женьшеня Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Дальневосточного отделения Российской академии наук впервые получили клеточные культуры женьшеня, устойчивого к изменениям внешней среды, и показали, как с помощью генной инженерии можно ее улучшить и придать ей новые свойства. Женьшень встречается в природе крайне редко, поэтому для выделения лекарственных веществ предпочтительнее использовать культуры -- группы клеток растения. Чтобы уменьшить стрессовосприимчивость и ускорить биосинтетические процессы, ученые использовали методы генетической трансформации женьшеня генами биосинтеза AB (-аланин бетаина). Исследование проведено под руководством кандидата медицинских наук Александра Цыбульского (кафедра биоорганической химии и биотехнологии ШЕН ДВФУ) и ведущего научного сотрудника Биолого-почвенного института ДВО РАН, доцента ШЕН Юрия Шкрыля. Пресс-служба ДВФУ КФУ проверит криптовалюты на целесообразность Казанский (Приволжский) федеральный университет выиграл тендер на исследование целесообразности использования криптовалют в финансовой деятельности ПАО "Аэрофлот". Ожидается, что КФУ предоставит исследования до 15 октября 2017 года. Работа должна состоять из семи частей, каждой из которых будет соответствовать одна из заявленных тем исследования. В частности, подрядчик должен изучить рынок криптовалют, сравнить его с общемировыми тенденциями и определить перспективы создания собственной криптовалюты "Аэрофлота" и выведения ее на криптовалютные биржи. Цена контракта составила 15,8 млн руб., что почти на треть меньше суммы, которую "Аэрофлот" планировал потратить первоначально,-- 24,5 млн руб. Напомним, "Аэрофлот" объявил тендер на исследование в середине июля. Тогда представители компании заявили, что возможность применения криптовалют в рамках деятельности "Аэрофлота" обусловлена их глобальным распространением. По материалам сайта госзакупок Специалисты узнают, где солнечные орлы зимуют В конце июля были помечены GSM/GPS-трекерами пять птенцов солнечных орлов из разных районов Поволжья. Теперь специалисты, работающие над проектом "Изучение путей миграции и мест зимовок поволжской популяции солнечных орлов (Aquila heliaca)", смогут наблюдать за перемещением. В полевых работах по мечению орлов приняли участие сотрудники Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова, члены Симбирского отделения Союза охраны птиц России, студенты Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (г. Ульяновск), Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева (г. Москва). Исследование организует негосударственный природоохранный центр "НАБУ-Кавказ" в сотрудничестве с Симбирским отделением Союза охраны птиц России и Российской сетью изучения и охраны пернатых хищников. Программу поддержали научно-исследовательский центр "Поволжье" и правительство Ульяновской области.

География университетских исследований