В Енисее обнаружены радиоактивные частицы

Ученые обнаружили более 200 радиоактивных частиц в речных долинах реки Енисей и исследовалеи их. Многие из них опасны для живых существ. Результаты работы исследователей из Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» (КНЦ СО РАН), Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН и Норвежского университета наук о жизни опубликованы в журнале Scientific Reports.

В Енисее обнаружены радиоактивные частицы

В Енисее за период с 1995 по 2016 годы были обнаружены частицы, содержащие цезий, стронций, плутоний и америций, ассоциирующиеся с ядерным топливом, а так же активационные частицы, содержащие кобальт и европий, связанные с возможной коррозией материалов в ядре реактора. Ученые проанализировали более 200 таких частиц. При помощи методов рентгеновского микроанализа и спектрометрии они датировали частицы и предположили источники их происхождения.

«Ранее, на основании результатов гамма спектрометрических измерений мы предполагали, что в реке есть частицы двух возрастов. Более точные измерения, выполненные в сотрудничестве с коллегами из Норвегии, позволили выделить три временных интервала “рождения” частиц. На основании анализа соотношения изотопов цезия мы определили, что наиболее вероятные периоды образования частиц это 1964-1969, 1972-1975 и 1983-1985 годы», — рассказал автор исследования, доктор биологических наук, заведующий лабораторией радиоэкологии Института биофизики КНЦ СО РАН Александр Болсуновский.

Впервые в реке Енисей были обнаружены частицы, содержащие радиоактивный европий. Природные нерадиоактивные изотопы европия используются для контроля работы ядерных реакторов. В ходе облучения происходит образование радиоактивных изотопов европия с относительно небольшим временем полураспада — около 13 лет.

Попадая в окружающую среду, в частности, в воду, радиоактивные частицы могут оседать в донных отложениях, их могут переносить течения. В случае попадания в пищеварительный тракт или дыхательные органы, они могут представлять определенную опасность для живых существ. Результаты исследования помогут контролировать ситуацию с радиоактивными частицами в Енисее.