В Сибири изготовят огромный магнит для поисков новых видов материи

Уникальную установку начали строить в Европейском исследовательском центре ионов и антипротонов (FAIR) в Дармштадте (Германия). Сейчас это единственный в мире проект, в котором будет использоваться пучок антипротонов высокой интенсивности. Физики рассчитывают открыть предсказанные теоретиками новые экзотические частицы, например, "глюболы" и "гибриды". Глюболы состоят из глюонов - частиц-переносчиков сильного взаимодействия, а гибриды - из кварков и глюонов. - Это совершенно новый вид материи, - подчеркнул на открытии совещания председатель российского совета FAIR доктор физико-математических наук Александр Васильев (НИЦ " Курчатовский институт"). - Исследования будут проводиться в областях энергий, где еще никто не работал, поэтому мы ждем открытий, - заявил директор ИЯФ СО РАН Павел Логачев. ИЯФ СО РАН - ключевой участник международного проекта. Всего в эксперименте участвуют 450 ученых из 17 стран, но наибольший вклад вносят Германия и Россия. - Участие России важно не только с точки зрения финансирования проекта, но и высоких технологий, разрабатываемых российскими учеными. Именно поэтому мы сегодня здесь, - отметил руководитель эксперимента PANDA доктор Клаус Петерс. Что касается новосибирского института, то здесь изготовят "сердце Панды" - огромный, размером 2 на 4 метра соленоид. Это сверхпроводящий магнит, с помощью которого будет производиться измерение импульсов частиц. - Если энергия этого соленоида выделится в один момент, то это будет эквивалентно взрыву пяти килограммов тротила, - отметил академик РАН Павел Логачев. Кроме того, новосибирцы изготовят детектор черенковский на основе аэрогеля. Это устройство будет регистрировать частицы и разделять их по типу - на электроны, пионы, мюоны, каоны и протоны. В планах сотрудничества и другие работы, их общая стоиомость оценивается в миллионы евро. Ну, и, разумеется, сибирские физики будут принимать участие в международных научных экспериментах.

В Сибири изготовят огромный магнит для поисков новых видов материи