Данио рерио пристрастились к опиоидам

Ученые из Университета Юты выяснили, что рыбки данио-рерио могут привыкнуть к опиатам и готовы приложить все силы, чтобы получить очередную дозу наркотика. Результаты исследования помогут медикам открыть новые способы лечения наркотической зависимости. С подробностями можно ознакомиться в Behavioral Brain Research. Опиоиды — вещества, связывающиеся с опиоидными рецепторами организма, регулирующими болевые ощущения. Помимо обезболивающего эффекта, они могут вызвать эйфорию и привыкание. Исследователи обучили рыбок плавать по желтой платформе в аквариуме. При активации этой платформы данио-рерио ждала кормушка с едой. Если рыбки проплывали по белой контрольной платформе, то оставалась ни с чем. Затем специалисты заменили пищу гидрокодоном – опиоидом, получаемым из природных опиатов кодеина или тебаина. В течение пяти дней ученые помещали рыбок в аквариум на 50 минут. При активации желтой платформы в воду подавалось 1,5 микрограмма гидрокодона. При этом ученые обновляли воду в аквариуме, чтобы в ней не накапливалось вещество, и рыбки были вынуждены активировать платформу снова и снова. В первый день рыбки активировали обе платформы примерно одинаковое количество раз. К пятому же дню подопытные выбирали желтую платформу в 90% случаев. Затем исследователи спустили некоторые количество воды из аквариума. Обычно данио рерио избегает мелководья, но когда они знали, что получат гидрокодон, то становились менее осторожными. Спустя 48 часов с момента принятия последней дозы рыбки мучились беспокойством. Такой же синдром отмены наблюдается и у людей. Ученые отметили, что в развитии привыкания у рыбок участвуют те же биологические механизмы, что и у человека. Поэтому авторы уверены, что придуманная ими модель поможет найти способы вылечить опиоидную зависимость.

Данио рерио пристрастились к опиоидам