Войти в почту

Мировой рекорд: ледокол "50 лет Победы" достиг Северного полюса за 79 часов

Корабль "50 лет Победы" завершил уникальный рейс, посвященный 40-летию похода легендарного атомного ледокола "Арктика" на Северный полюс. Российским покорителям севера удалось установить новый рекорд - ледокол доплыл до полюса всего за 79 часов.

Ледокол достиг Северного полюса за 79 часов
© РИА Новости

Сегодня ледоколы пересекают ось вращения Земли как круизные суда. Достижением отметки 90 градусов Северной широты уже никого не удивишь. Но 40 лет назад к покорению полюса готовились как к настоящей спецоперации. Экспедицию курировал лично министр транспорта. К походу было приковано внимание всего мира. А когда ледокол "Арктика" вышел в Ледовитый океан, американские научные станции в нарушение международной конвенции специально перестали передавать метеорологическую информацию.

Впрочем, это не помешало советскому атомному ледоколу стать первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Значение этого события можно сравнить, пожалуй, только с первым полетом в космос.

Нынешний рейс проложили по более короткому маршруту. Ледовая обстановка за 40 лет стала проще. И атомоход "50 лет победы" поставил мировой рекорд. К центру Арктики шли всего 79 часов. Но по прибытию все негласные правила первопроходцев были соблюдены.

Согласно международному праву, географический полюс Земли не имеет территориальной принадлежности. Но поднять там национальный флаг — мечта любого государства. Чаще всего получается у россиян, ведь наша страна единственная в мире обладает атомным ледокольным флотом.

В ходе нынешнего рейса прошло самое северное выездное заседание Экспертного совета Комитета по экономической и промышленной политике Госдумы. Депутаты и сенаторы обсудили перспективы развития арктического региона. Вывод простой — если северный морской путь не будет круглогодичным, освоение новых углеводородных месторождений на шельфе попросту экономически невыгодно.

Перспективы освоения арктического шельфа огромны: уже только разведанные запасы оцениваются как четверть всех мировых ископаемых углеводородов.Но перед тем, как эти запасы извлекать, необходимо решить проблему доставки нефти и газа до конечного потребителя. И в этом смысле у России уникальное преимущество — атомный ледокольный флот, который через несколько лет должен усилится самым мощным в мире судном. К разработке технического проекта атомохода "Лидер" уже приступили лучшие специалисты отрасли.

Россия своим фасадом обращена к Ледовитому Океану. И никакая нация более нас не заинтересована в ледоколах. Природа заковала нас во льды, и чем раньше мы сбросим эти оковы, тем быстрее дадим возможность развернуться русской мощи. Эти слова великий адмирал Степан Макаров произнес в самом конце 19 века. И сегодня они как никогда актуальны.